В протопланетном диске впервые обнаружена простейшая органика — Naked Science

В протопланетном диске впервые обнаружена простейшая органика

Изучая систему звезды TW Гидры и ее околозвездный диск, команда ученых из разных стран сделала удивительное открытие, которое в перспективе может помочь лучше понять процесс зарождения жизни во Вселенной.

1-almaspotspos1

При помощи обсерватории ALMA в чилийской пустыне Атакама международная команда исследователей обнаружила в околозвездном диске системы TW Гидры муравьиную кислоту. Это первое открытие простейшей карбоновой кислоты в протопланетном диске. Об открытии было сообщено в докладе, опубликованном ранее в этом месяца в базе препринтов arXiv.org.

Расположенная примерно в 194 световых годах от Земли в созвездии Гидры, TW Гидры – это звезда типа Т Тельца возрастом менее 10 миллионов лет с массой равной примерно 0,7 солнечных. Предполагается, что вокруг звезды обращается ледяная планета-гигант на расстоянии примерно в 22 а.е. от нее.

TW Гидры известна своим околозвездным диском, обогащенным газом, составляющим примерно 0,006 масс Солнца. В диске отчетливо различаются кольца и промежутки в газе и пыли, что может указывать на активное формирование планет. Изучение дисков, подобных этому, может предоставить важную информацию о процессах планетарного образования. Астрономам критически важно разобраться, синтезируются ли в протопланетных дисках молекулы – и если да, то какие именно, – и может ли химический состав этих структур сформировать свойства зарождающейся планетной системы.

Рис. А: наблюдаемая газовая фаза выделения t-HCOOH интегрированная по линейному профилю после наложения кеплеровской маски и сглаживания на разрешении, эквивалентном размеру диска TW Гидры. Рис. B: То же, что и А, но модель. Синтезированный луч показан в левом нижнем углу рисунков А и B / Favre et al., 2018

Сосредоточившись на этом, команда астрономов под руководством Сесиль Фавр из Обсерватории Арчетри в середине 2016 года наблюдала за TW Гидры с помощью ALMA, сосредоточившись на обнаружении муравьиной кислоты (HCOOH). Это простейшая карбоновая кислота и ключевая органическая молекула, а карбоксильная группа является одной из главных функциональных групп аминокислот.  Наблюдательная кампания привела к открытию линии HCOOH в 129 ГГц с соотношением сигнал / шум около 4,0.

«Мы сообщаем о первом обнаружении HCOOH с помощью ALMA, направленной на протопланетный диск, окружающий ближайшую молодую звезду солнечного типа TW Гидры», – написали ученые в докладе.

Согласно исследованию, предполагается, что выделение муравьиной кислоты в TW Гидры достигает пиковых значений на расстояниях больше 200 а.е. Ученые добавили, что несмотря на то, что низкое разрешение наблюдений не позволило получить более точные данные о месте в диске, где выделяется кислота, в целом считается, что все органические кислородосодержащие молекулы выделяются в пределах одного региона.

Ранее в направлении TW Гидры был также обнаружен метанол (CH3OH), считающийся начальной молекулой, из которой синтезируется более сложная органика. Учитывая этот факт, ученые рассчитали долю муравьиной кислоты по отношению к метанолу. Они обнаружили, что она не превышает 1,0 – примерно на один порядок величины выше, чем у комет.

Примечательно, что исследование, проведенное командой Фавр, стало первым случаем обнаружения в протопланетном диске органической молекулы, содержащей два атома кислорода. Согласно авторам доклада, это доказывает, что органическая химия активна даже в труднодоступных для наблюдения дисках.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.