24 февраля

В древнеегипетской гробнице обнаружили изображение вымершей птицы

5.3

Исследование ученого из Австралии показало, что на стенах гробницы в Египте, вероятно, изображен вид гуся, который неизвестен науке. Предполагается, что птица давно вымерла.

Фрагмент фрески “Медумские гуси” / ©ru.wikipedia.org

Работа опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports. «Медумские гуси» — известная сцена из гробницы египетского принца Нефермаата, которая сегодня находится в Каирском музее. Изображение птиц, нарисованных на штукатурке, найдены египтологами Огюстом Мариетом и Луиджи Вассали еще в 1871 году. Особенность картины — не только в ее высокой детализации, но и в уникальности техники, которая нехарактерна для Древнего Египта.

Гуси изображены реалистично: художник использовал натуральные цвета. Возраст фрески — примерно 4600 лет. До этого считалось, что на рисунке изображены несколько видов птиц: серый гусь (Anser anser), гусь-гуменник (Anser fabalis), большой белолобый гусь (Anser albifrons) и краснозобая казарка (Branta ruficollis).

Птицы, изображенные на фреске / ©www.sciencealert.com

Однако эти данные не вполне корректны: ни одну из этих птиц, на самом деле, нельзя с точностью отнести к тому или иному виду. Причем другие животные с той же фрески — собаки, крупный рогатый скот, леопарды, белые антилопы — идентифицированы достаточно точно, поскольку изображены в мельчайших деталях.

Ученый из Школы химии и биомолекулярных наук Университета Квинсленда (Австралия) Энтони Рамилио считает, что один из видов гусей на фреске относится к вымершим, что до сих пор ускользало от исследователей. Большинство специалистов согласны, что две из трех птиц, чьи тела повернуты в левую сторону, — белолобые гуси.

Но идентичность других птиц сомнительна: не очень ясно, к какому же все-таки виду они относятся. Особенно это касается двух птиц, которые окрашены в серый и красные цвета и смотрят вправо. Чтобы не гадать на кофейной гуще, Рамилио использовал схему сравнения 13 видимых характеристик для каждой птицы, которую называют «критериями Тобиаса».

«Это очень эффективный метод для определения видов — с использованием количественных измерений основных характеристик птиц, он значительно повышает ценность информации для зоологической и экологической науки», — сообщил автор работы.

Проанализировав внешние характеристики птиц, ученый пришел к выводу, что современные краснозобые казарки слишком отличаются от тех пернатых, что изображены на древнеегипетской фреске. Поэтому, вероятно, они относятся к вымершему виду.