Ученые выяснили, почему змеи лишились ног — Naked Science
28.11.2015

Ученые выяснили, почему змеи лишились ног

Ученые выяснили, почему змеи лишились ног и перешли к ползающему образу жизни. Ответить на все вопросы помог вид, найденный не так давно.

1145307371 — копия

Результаты нового исследования были опубликованы в издании Science Advances. Для змей, как известно, характерны такие особенности, как очень длинное тело и отсутствие конечностей. Но при каких обстоятельствах был выработан такой эволюционный подход? Ведь наличие ног дает много преимуществ тому или иному виду.

«Загадка того, как змеи потеряли свои ноги, долгое время была неразрешимой тайной для нас», – говорят ученые. Ответить на вопрос помогла новая находка. Ученые из Шотландии и США обнаружили и проанализировали останки гигантской змеи, жившей на Земле примерно 90 млн лет назад. Речь идет об останках позвоночных, которые были найдены в Аргентине в отложениях мелового периода. Одной из самых интересных находок оказалась большая змея Dinilysia patagonica, тело которой могло достигать 3 метров в длину.

Ученые использовали компьютерную томографию, чтобы лучше выяснить особенности черепа этого животного. Прежде всего, экспертов интересовало строение внутреннего уха змеи. Рассмотрев окаменелость, можно определить, к какой среде обитания было лучше приспособлено существо. Змея Dinilysia patagonica имела большое внутреннее ухо, и это говорит о том, что она предпочитала жить в норах (при жизни на поверхности или в воде размеры этого отдела органа слуха и равновесия были бы другими).

Сами ученые считают открытие убедительным доказательством того, что древние змеи жили в норах, и именно такой образ жизни этих существ повлиял на эволюцию их тела. Предки змей отказались от хождения на четырех лапах и научились ползать, чтобы иметь больше шансов на выживание. Эти выводы косвенно подтверждает другая находка американских ученых, обнаруживших змею Юрского периода. Впрочем, назвать это существо змеей можно лишь условно, ведь оно имело четыре лапы, а кроме того, сильно отличалось от всех современных пресмыкающихся. Данный вид, согласно выводам экспертов, тоже предпочитал жить в норах.

Одним из вымерших семейств змей, чьи останки были ранее обнаружены, является Madtsoiidae. Некоторые представители данного семейства жили примерно 67 млн лет назад и достигали в длину 3,5 метра. Эти существа, судя по всему, питались яйцами и детенышами динозавров.

Сейчас в мире насчитывают 3460 видов змей: они объединены в 23 семейства. Примерно четверть всех видов, которые мы знаем, являются ядовитыми.

Напомним, не так давно ученые выяснили, что причиной смерти жертв змей-душителей является вовсе не удушье. Если бы они умирали от асфиксии, то такая смерть была бы долгой и мучительной, а этого не наблюдается. Оказалось, что мощные кольца змеи создают на тело жертвы такое давление, что ее сердце просто останавливается.