Ученые выяснили, каким образом птицы способны предчувствовать надвигающуюся бурю — Naked Science

Золотокрылые пеночковые певуны могут предчувствовать приближение природных катаклизмов. Сделать это птицам им удается благодаря способности слышать инфразвуковые сигналы надвигающегося шторма.

sn-warblersH

В конце апреля 2014 года на юге США царила настоящая непогода. Из-за мощнейшей бури, породившей 84 торнадо, погибло 35 человек и был нанесен ущерб на сумму более $1 млрд. Но группа перелетных птиц из восточной части штата Теннесси почувствовала приближение ужасающей бури и покинула это место задолго до прибытия первой тучи. В том, как пернатым удалось предугадать ухудшение погоды, попытались разобраться американские биологи. Результаты их исследования представлены в журнале Current Biology.

За два дня до наступления бури 5 представителей Vermivora chrysoptera покинули город и улетели почти на 700 километров южнее, во Флориду (одна птица и вовсе отправилась на Кубу). Зафиксировать эти данные удалось с помощью специальных отслеживающих устройств.

За год до апрельских катастрофических явлений команда ученых снабдила нескольких золотокрылых пеночковых певунов GPS-меткам. Это было сделано с целью изучения ежегодной миграции птиц в Южную Америку.

Биологи отмечают, что отлет птиц был действительно неожиданным, так как они только в апреле вернулись из Колумбии, преодолев путь в 5 тысяч километров. Но, несмотря на накопившуюся усталость, певуны решили снова отправиться в полет, чтобы избежать шторма. По словам авторов исследования, это первый зафиксированный случай, когда перелетные птицы покидают город из-за приближающихся природных катаклизмов.

Изначально ученые предположили, что пернатым удалось определить наступающую бурю по множеству погодных сигналов, таких как изменение атмосферного давления, температуры, скорости ветра, облачного покрова. Но анализ метеорологических данных показал, что перед бурей эти факторы никак не менялись. Тогда ученые выдвинули предположение об инфразвуковых волнах, которые создают торнадо. Подобные волны опережают их на тысячи километров. Это и помогло певунам узнать о приближении бури, пока та еще шла по соседнему штату.

Группа биологов, работающих над этим исследованием, отмечает растущее значение птиц в прогнозировании природных катастроф. В будущем из-за глобального потепления в США могут появляться все больше и больше торнадо.