Ученые впервые вырастили полноценные яйцеклетки в лабораторных условиях — Naked Science

Ученые впервые вырастили полноценные яйцеклетки в лабораторных условиях

Группа биологов вырастила зрелую человеческую яйцеклетку из неразвитой клетки, полученной из ткани яичника.

oaria

Биологам из Великобритании и США удалось в лабораторных условиях вырастить зрелый ооцит (яйцеклетку) из фолликула — структурного компонента яичника, «защищающего» находящуюся внутри неразвитую клетку. В перспективе технология сможет помочь женщинам с различными формами бесплодия, а также пациенткам, страдающим онкологическими заболеваниями, — курсы химиотерапии могут вызывать нарушения репродуктивной системы.

До сих пор в искусственных условиях удавалось получить только яйцеклетки мышей. В 2016 году японские ученые создали мышиные ооциты из стволовых клеток.

Авторы новой работы поставили цель искусственно вырастить человеческую яйцеклетку, начиная с самых ранних стадий ее развития — фолликулов, содержащихся в тканях яичника. Для тестирования технологии использовали ткани яичников 10 женщин в возрасте от 25 до 39 лет, прошедших операцию кесарева сечения. Ткань получили методом биопсии. Из образцов ткани выделили 87 фолликулов, содержащих неразвитые ооциты. До предпоследнего этапа роста добрались 48 клеток, полной зрелости достигли 9.

Стадии роста ооцитов / © Prof Evelyn Telfer, Dr Marie McLaughlin, the University of Edinburgh

Из тканей извлекли так называемые примордиальные фолликулы, формирующиеся в организме девочки еще до ее рождения. Их размер составляет около 50 микрометров — это толщина человеческого волоса. Фолликулы поместили в питательную среду, где они начали расти. По словам ученых, фолликулы начинают развиваться самостоятельно, дополнительных манипуляций для этого не нужно. Затем ооциты извлекли из оболочки фолликула вместе с окружающими их гранулезными клетками (эти клетки участвуют в образовании половых гормонов). Полученные ооциты «дозревали» в питательной смеси, содержащей белок Activin A, который относится к трансформирующим ростовым факторам бета (TGF-β) и способствует развитию клеток. Другим компонентом смеси стал фолликулостимулирующий гормон (ФСГ).

Только 9 яйцеклеток признали полностью созревшими. У них сформировались полярные тельца — небольшие клетки, содержащие набор хромосом. В новых исследованиях ученые планируют детально изучить процесс искусственного созревания яйцеклетки и сделать его более эффективным.

Исследование опубликовано в журнале Molecular Human Reproduction.

Операторы миссии InSight пришли к выводу, что продолжать попытки бурения марсианской поверхности бессмысленно. Бур с инструментами для измерения теплового потока из недр красной планеты не смог погрузиться достаточно глубоко из-за недостатка трения с почвой — она оказалась слишком комкующейся.