Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
18.10.2016
Редакция Naked Science

Японцы воссоздали цикл развития яйцеклетки in vitro

Ученые из Киотского университета воспроизвели полный цикл оогенеза на основе стволовых клеток в лабораторных условиях. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

stem-cell

Стволовые клетки могут развиваться в клетки различных тканей и органов. Они имеются у многих многоклеточных, в том числе человека. Помимо эмбриональных (ЭСК), изначально плюрипотентных, выделяются индуцированные стволовые клетки (иСК) — клетки с «удаленной» памятью на специализацию. Интерес к их применению обусловлен возможностью быстро культивировать биоматериал, подходящий реципиенту, и трансплантировать его для лечения заболевания.

В 2012 году японские ученые провели эксперимент по выращиванию яйцеклеток и сперматозоидов из ЭСК и иСК мышей. Первые были получены из эмбрионов животных, вторые — из взрослых особей и затем перепрограммированы. В результате авторы получили зрелые зародышевые клетки, которые повторяли морфологию «нормальных» клеток. Для завершения цикла оогенеза in vitro требовалось трансплантировать новый материал мышам-реципиентам.

В новой работе исследователи вырастили из иСК и ЭСК оогонии — предшественников яйцеклетки — и культивировали их в сочетании с клетками, выделенными из фетальных яичников мышей, более месяца. Это позволило авторам получить свыше 50 зрелых яйцеклеток. Доля хромосомных аномалий в последних была выше, чем в «нормальных», но большинство из них — 75 процентов — несли правильный набор хромосом.

Затем новые яйцеклетки смешивались со сперматозоидами, а сформировавшихся двухклеточных зародышей трансплантировали материнским особям. Доношенные щенки развивались из плюрипотентных клеток только в 3 процентах случаев, для первоначально зрелых яйцеклеток, которые были оплодотворены «в пробирке», показатель составил 62 процента. Тем не менее, прежде получить щенков таким способом удавалось в менее чем 1 проценте случаев.

Кроме того, ученые сумели выделить из выращенных стволовых клеток эмбрионов новые линии ЭСК. По их словам, это завершает воссоздание цикла оогенеза в искусственной среде.

Потенциально технология может использоваться в лечении бесплодия у человека. Она также может лечь в основу методов генной инженерии, которые направлены на получение на основе ЭСК или иСК яйцеклеток с определенными свойствами. Однако, авторы отмечают, что клиническим испытаниям методики будут предшествовать многочисленные исследования, главной целью которых станет повышение ее безопасности.

Ученые смогли выделить остатки хлорофилла из окаменевших клеток, обнаруженных в бассейне реки Конго. Возраст этого образца оценивается в 1 миллиард лет, что делает его одной из самых древних известных многоклеточных водорослей.

В этом году Россия завершит изготавливать последние ракеты тяжелого класса «Протон-М». На смену создают ракету «Ангара-А5М».