07.05.2016
Редакция Naked Science

Ученые представили древнюю рептилию с головой-молотом

Обнаруженные в конце недели в южной части Китая древние окаменелости продолжают преподносить сюрпризы. На этот раз ученые обнаружили среди них останки представителя триасового периода – похожую на крокодила травоядную морскую рептилию Atopodentatus с головой в форме молота.

did-triassic-period-begin-end_d337631bc25c8716

Как сообщает Reuters, по предположению ученых, рептилии Atopodentatus населяли земные моря примерно 242 млн лет назад. Первые окаменелости были обнаружены еще в 2014 году также в Китае. Однако, поскольку окаменевший череп плохо сохранился, исследователи предположили, что голова Atopodentatus оканчивалась большим клювом с вертикальным ротовым отверстием. Ученые тогда заявили, что рот рептилии напоминал застежку-молнию. Китайское происхождение окаменелостей в тот раз также подверглось сомнениям. Многие скептически настроенные ученые предположили подделку, что встречается довольно часто. Новые обнаруженные окаменелости поставили точку в вопросе существования и внешнего вида Atopodentatus.

©reuters.com

«По шкале странности существ эта рептилия, я думаю, находится на самом верху. Она напоминает мне некоторых созданий доктора Сьюза (американский писатель и мультипликатор, создавший «Хортона», «Гринча – похитителя Рождества» и прочее)», – отметил палеонтолог из Национального музея Шотландии Николас Фрейзер. По словам ученых, Atopodentatus является самой ранней из известных травоядных морских рептилий. Питалось существо водорослями, соскребая их с подводных поверхностей похожими на стамеску «зубами». Морда рептилии при этом внешне напоминала молот.  Atopodentatus процеживал ртом воду с водорослями, как это делают киты, добывая мелких креветок.

©reuters.com

Длина Atopodentatus составляла примерно 2,7 м. Он жил в неглубоком море на территории современной провинции Юньнань вместе с рыбами и прочими морскими существами. Обнаружив у рептилии голову в форме молота, ученые сначала предположили, что Atopodentatus является родственником акул. Речь идет о семействе молотоголовых акул sphyrnidae. Однако расположение глаз на морде рептилии рассеяли эти сомнения. Atopodentatus появились в земных морях в триасовом периоде вскоре после крупнейшего массового вымирания видов, что наглядно демонстрирует эволюционные скачки в истории Земли. Морские пространства рептилия делила в то время с другими причудливыми созданиями, к примеру, диноцефалозавром (Dinocephalosaurus) – экзотическим протозавром, длина шеи которого составляла половину от общей длины его тела.