Ученые создали наночастицы, «подсвечивающие» рак — Naked Science

Ученые создали наночастицы, «подсвечивающие» рак

1459234131_cancer-thinkstock

Детально с материалом нового исследования можно ознакомиться в издании Scientific Reports. В работе принимали участие специалисты из Франции и России. Результатом совместных усилий стало то, что ученые смогли впервые синтезировать наночастицы из сверхчистого кремния, которые обладают свойством эффективной фотолюминесценции (вторичное свечение после фотовозбуждения). Эти частицы могут проникать в клетки, что дает возможность использовать их в роли светящихся маркеров. Данный подход может пригодиться при ранней диагностике рака.

Попытки создания таких частиц предпринимались учеными по всему миру и раньше, однако, по словам авторов нового исследования, лишь их результаты можно считать по-настоящему успешными. Так, представляющий МГУ имени М. В. Ломоносова профессор Виктор Тимошенко заявил, что в рамках более ранних исследований получались «грязные» частицы: они были токсичными из-за оседания остатков химических реакций. Но теперь этой проблемы удалось избежать.

Секрет успеха российско-французской команды состоит в том, что вместо использования методов проведения химических реакций в растворах кислот был испробован метод лазерной абляции. В этом случае речь идет о «выбивании» лазерным лучом из мишени атомов с той целью, чтобы впоследствии эти «вырванные» атомы соединялись между собой в нанокристаллы. Последняя технология тоже не нова, однако опыты, проводимые ранее, не приводили к нужным результатам. Сейчас же удалось достичь успеха за счет применения коротких импульсов лазерного излучения, обладающих высокой интенсивностью.

Сами авторы исследования отмечают, что их работа позволит намного эффективнее проводить диагностику. Преимуществом наночастиц является то, что они совершенно безвредны для человеческого организма и легко из него выводятся. Но это лишь первый шаг. В дальнейшем, по словам ученых, можно будет не только успешно диагностировать рак, но и лечить заболевание путем прикрепления к наночастицам лекарств. Таким образом, речь может идти о проведении локальной химио- или радиотерапии на новом уровне.

Раковые клетки, внутри которых — подсвеченные лазером наночастицы / ©Scientific Reports

Нужно сказать, что в последнее время появляется все больше результативных исследований, приближающих человечество к победе над раком. В рамках одного из них другому коллективу ученых удалось выяснить, что ключевым компонентом, обеспечивающим ответ иммунной системы человека на угрозу развития рака, является фермент MUS81. Вывод позволит сделать химио- и иммунотерапию еще эффективней.