Ученые перенесли воспоминания от одной улитки другой — Naked Science

Ученые перенесли воспоминания от одной улитки другой

Однажды они смогут сделать то же с людьми.

181a3a30e4fee22cdb7e0a0c831582721

Пусть вы не носите дом у себя на спине и не выделяете серную кислоту, но у вас гораздо больше общего с морской улиткой, чем кажется. Особенно в том, что касается мозга.

Действительно, в мозге морских улиток всего 20 тысяч нейронов — ничтожное число по сравнению со 100 миллиардами у человека. Однако ученые долго изучали этих существ и получили множество данных об адаптации организмов. Тела многих морских обитателей функционируют так же, как у млекопитающих, не считая процессов, помогающих им выживать, которые, по сути, намного проще. Морские улитки — не исключение: их нервы передают импульсы почти так же, как наши.

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) смогли перенести воспоминания о шоке от одной морской улитки к другой. Это раннее исследование однажды сможет проложить путь к подобным процессам между людьми. В исследовании, опубликованном в журнале eNeuro, рассказывается о группе улиток, которых приучали реагировать на раздражитель — в данном случае с помощью электрического разряда в хвост (не переживайте, он не навредил животным, а только вызвал защитный рефлекс съеживания — как когда вы отдергиваете руку от горячей плиты). Изначально существа съеживались всего на несколько секунд, но после повторных разрядов ученые научили их оставаться в этом состоянии примерно на 50 секунд.

Затем команда взяла немного рибонуклеиновой кислоты (РНК) из нервной ткани в верхней части брюшной полости обученных улиток и ввела ее в шеи необученных особей, чтобы она попала в систему кровообращения. При получении разряда улитки, которым не делали укол РНК, съеживались всего на пару секунд, как и первая группа. А как насчет тех, которые получили инъекцию? Они задерживались в этой позе на 40 секунд, будто помнили, как отвечать на раздражитель, хотя прежде никогда с ним не сталкивались. Исследователи протестировали аналогичные техники и на нейронах улитки в Чашке Петри.

Результаты исследования помогут в дальнейшем изучении памяти и ее свойств

Это серьезное открытие, позволяющее разрешить многолетние дискуссии. Дело в том, что некоторые исследователи считают, что воспоминания хранятся в синапсах (пространство между нервными клетками). Другие, напротив, убеждены, что они располагаются в ядрах нейронов. Автор исследования Дэвид Гланцман в разговоре с BBC заявил:

«Если бы воспоминания хранились в синапсах, то наш эксперимент бы не сработал».

Для лечения человеческих заболеваний, связанных с памятью, прежде всего необходимо понять, как мозг хранит воспоминания. Команда из UCLA предлагает, как сказано в исследовании, «изменить, усилить или подавить воспоминания». Возможно, это поможет восстановить часть утерянной памяти людей с ранней стадией Альцгеймера и разработать новые способы лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Но не будем забегать вперед — в конце концов, это улитки. Результаты исследования не приближают нас к разрешению спора о том, где хранятся воспоминания. И это тем более не значит, что мы сможем моментально восстановить их в человеческой памяти. Существует много типов РНК, и команда Гланцмана планирует провести больше исследований для определения тех, которые влияют на память.

Поэтому нам предстоит еще долгий путь, прежде чем любой станет обладателем черного пояса по карате после укола РНК в шею. Но, возможно, мы приблизились к этому благодаря смиренным и шокированным морским улиткам.

12 апреля каждого года — тем более на 60-летний юбилей полета Юрия Гагарина — везде принято что-то писать об этом без преувеличении историческом событии. Но мы думаем, что написали (и напишут) про него достаточно и без нас. Поэтому предлагаем не совсем привычный для нас формат кинохроники.

Ученые подтвердили, что солярии способствуют появлению меланомы. Самому высокому риску оказались подвержены те, кто выбирает такой способ загара в молодости.