Ученые: недостаток сна действует на мозг так же, как избыток алкоголя — Naked Science

Ученые: недостаток сна действует на мозг так же, как избыток алкоголя

Исследование мозга методом электрокортикографии показало: дефицит сна ослабляет активность нейронов и вызывает проблемы с концентрацией.

529320cb1ab72

Исследователи из Израиля, Франции и США изучили активность мозга невыспавшихся людей и пришли к выводу: дефицит сна ослабляет коммуникацию между нейронами. Это приводит к проблемам с памятью и затрудняет концентрацию. По словам ученых, подобный механизм схож с действием алкоголя. Поэтому недосып может оказаться не менее опасным в ситуациях, требующих собранности, — например, при вождении автомобиля.

Более ранние исследования показали: у дефицита сна есть много потенциально опасных последствий. Он приводит к нарушениям памяти и усиливает склонность к рискованным финансовым решениям. Одна из главных проблем заключается в том, что невыспавшийся человек не всегда осознает, как изменилось его поведение.

Участниками нового исследования стали 12 пациентов, страдающих эпилепсией. Все они готовились к операции и проходили мониторинг активности мозга при помощи электрокортикографии. При обследовании этим методом на определенные участки коры головного мозга накладывается электродная сетка, фиксирующая вспышки биоэлектрической активности. Исследователи изучили активность нескольких зон мозга, включая височную долю коры. Этот регион связывают в том числе с восприятием визуальных образов и работой зрительной памяти.

Пациентов попросили как можно быстрее разделить последовательность изображений по категориям. Людям показывали фотографии знаменитостей, а также пейзажи и изображения животных. Каждую фотографию ученые показывали в течение 0,2 секунды и просили пациента определить, есть ли на ней человеческое лицо. Четверо пациентов перед опытом провели сутки без сна — этого требовали медицинские процедуры. Все участники справились с задачей, но у тех, кто не спал перед опытом, реакция оказалась медленнее, а активность нейронов — значительно слабее. Передача сигналов между нейронами также замедлилась. В некоторых зонах мозга ученые зарегистрировали ритмы, характерные для состояния сна, хотя участники испытаний в это время бодрствовали.

У исследования есть ряд ограничений, которые отмечают сами авторы. Выборка из 12 человек невелика, поэтому подтвердить результаты этой работы смогут более крупные исследования. Тем не менее, ученые считают, что их работа поможет привлечь внимание к проблеме влияния недостатка сна на концентрацию. Комментирует один из авторов работы Ицхак Фрид (Itzhak Fried): «Сильная усталость оказывает на мозг воздействие, схожее с эффектом избытка алкоголя. Однако не существует юридических или медицинских норм, позволяющих выявлять невыспавшихся водителей так же, как нетрезвых».

Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.