06.12.2016
Редакция Naked Science

Трихроматию приматов связали с плодовитостью

Американские ученые обнаружили, что способность различать цвета позволяет лемурам быть более фертильными, адаптивными и выносливыми. Результаты работы опубликованы в журнале Science Reports.

p03lhk15

Большинство современных млекопитающих являются дихроматами и способны различать два цвета. Однако самки некоторых дихроматов, как и узконосые обезьяны (Catarrhini), восприимчивы к трем цветам. По одной из теорий, трихроматия помогает животным лучше находить спелые фрукты, а также привлекать половых партнеров. В то же время дихроматы эффективнее распознают и демаскируют хищников. Связь между особенностями цветового зрения и социальными функциями среди и внутри групп представляет интерес для ученых.

Ранее исследователи пытались выяснить, как трихроматия влияет на жизнь капуцинов (Cebus). Однако достоверно установить различение трех цветов в диких условиях оказалось невозможно. В новой работе сотрудники Техасского университета в Остине наблюдали за лемурами вида сифака Верро (Propithecus verreauxi), которые обитают в Национальном парке Киринди-Митеа на Мадагаскаре. Эти животные являются дихроматами, но среди них встречаются самки с трихроматией. Наблюдения велись с 2006 по 2016 годы в различные сезоны.

Результаты показали, что в период засухи (с мая по ноябрь) члены группы лемуров в среднем теряют 10–20 процентов массы тела из-за трудностей с пропитанием. Однако при наличии в группе самки-трихромата масса такой группы примерно на 5 процентов выше по сравнению с полностью дихроматичными группами. По словам авторов, трихроматы лучше справляются с поиском пищи. Это, в свою очередь, повышает вероятность беременности у самок-трихроматов и на 22 процента увеличивает выживаемость их детенышей в первый год жизни.

Ученые отмечают, что лемуры, таким образом, могут служить моделью для изучения эволюции цветовосприятия у приматов. Распространение трихроматии они назвали более вероятным у животных, которые формируют небольшие сплоченные группы. В этом случае особи-трихроматы могут помогать дихроматам в поиске пищи, тогда как последние — распознавать угрозу. Также подчеркивается, что до сих пор большинство работ не позволяли выявить значимые различия в репродуктивной функции и объемом пропитания между ди- и трихроматами.