14.06.2016
Редакция Naked Science

Тектонические «шрамы» резко увеличили число сейсмоопасных зон

Геологи обнаружили «шрамы», оставленные на коре континентов древней тектоникой плит. Эти участки могут напомнить о себе, проявляясь землетрясениями в самых неожиданных районах.

palmdale_road_cut

Как известно, крупные землетрясения возникают в окрестностях геологических разломов, позволяя высвобождаться энергии напряжения сходящихся тектонических плит. Самые сейсмоопасные районы расположены именно в таких регионах – например, близ разлома Сан-Андреас в Калифорнии или у Восточно-Тихоокеанского поднятия. Однако опасными могут оказаться и куда более древние разломы – фактически уже затянувшиеся «шрамы» земной коры. А значит, землетрясений можно ждать и там, где к ним совершенно не привыкли. Об этом пишут геологи из канадского Университета Торонто в новой статье, опубликованной журналом Nature Communications.

Ученые смоделировали поведение земной коры и верхних слоев мантии на протяжении длительных периодов времени. Они показали, что по мере «срастания» одних тектонических плит друг с другом и появления новых на поверхности планеты остаются «шрамы», которые сохраняются еще многие миллионы лет. Такие следы сохранились в глубине современных континентов, и время от времени они могут давать о себе знать, проявляясь неожиданной сейсмической, а то и вулканической активностью.

Стоит заметить, что миллиарды лет назад, когда Земля была моложе и горячее, тектоника плит на ней проявлялась намного активнее, землетрясения случались чаще, вулканы извергались мощнее, континенты двигались быстрее, чем сегодня. Расчеты геологов показали оставленные той эпохой «шрамы» повсюду, включая области, которые считаются сейсмически безопасными, – это, например, пустынные районы Австралии, американский Средний Запад или российская Центральная Сибирь. Непосредственной и скорой угрозы они не несут, однако напряжения, сохранившиеся глубоко в коре, могут рано или поздно проявиться. И время от времени, видимо, проявляются редкими землетрясениями далеко от линий разломов.

Следы древней тектоники плит на современной карте мира: «шрамы» показаны желтыми линиями / ©Heron et al., 2016

Это не единственный пример сохранившихся до наших дней следов древней тектоники. Например, кратоны – чрезвычайно плотные и мощные «ядра континентов», где толщина коры достигает максимума, – образовались примерно в ту же докембрийскую эпоху.