08.10.2015
Редакция Naked Science

Странные белые пятна на Церере оказались не тем, что предполагали ученые

Космический аппарат Dawn выявил на карликовой планете Церера странные белые пятна, которые, как оказалось, являются залежами соли.

©Wikipedia / Автор: Godefridus Victorinus

Долгое время белые пятна считались отложениями льда в кратере Оккатор, однако теперь исследователи из NASA заявили, что в действительности перед нами залежи солей. В пользу этого говорит низкая отражательная способность пятен. Если бы они состояли из водяного льда, то оборудование космического аппарата Dawn ослеплялось бы намного сильнее. Напомним, именно эта автоматическая межпланетная станция исследует Цереру, а также астероид Весту: оба объекта расположены в поясе астероидов Солнечной системы.

По словам руководителя научной команды аппарата Dawn Кристофера Рассела (Christopher Russell), ученые сейчас почти не сомневаются в том, что перед ними залежи соли, а не льда. Строго говоря, обе версии высказывались и раньше, но предпочтение отдавалось именно «ледовому» происхождению пятен карликовой планеты.

Исследователь NASA также заметил, что залежи не могли быть принесены на карликовую планету кометой или астероидом. По мнению планетологов, их источником стали сами недра Цереры. Речь идет о неких геологических процессах, названных «солевым вулканизмом»; за счет них залежи постоянно обновляются.

Ученые пока не могут ответить на вопрос о химическом составе пятен. Различные соли сложно отличить, не имея показателей специальных спектрографов. Возможно, анализ окружающих пород кратера Оккатор сможет подсказать ученым, с чем они имеют дело. При всем этом команда Dawn не исключает, что и текущие выводы могут быть ошибочны. Еще лучше понять природу белых пятен поможет переход автоматической станции на новую орбиту.

Карликовая планета Церера является самым крупным физическим объектом в поясе астероидов, который находится между Юпитером и Марсом. Если проводить аналогию с массой нашей планеты, то масса Цереры уступает ей в 6 тыс. раз. Площадь поверхности космического тела немногим превосходит площадь Аргентины, а средняя температура поверхности равна ?106°C.

Космический аппарат Dawn был запущен в 2007 году. Он оборудован тремя ксеноновыми ионными двигателями, а также исследовательскими инструментами, такими как детектор нейтронов и гамма-квантов GRaND и спектрометр VIR (Visible and Infrared Mapping Spectrometer). В декабре аппарат начнет маневр для перехода на 375-километровую орбиту.

Напомним, ранее был представлен лучший снимок странных белых пятен Цереры из всех имеющихся. Используя его, ученые смогли создать анимацию объекта, позволяющую рассмотреть некоторые особенности кратера Оккатор.