Астрономы обнаружили новую фундаментальную закономерность в структуре Вселенной

Астрономы обнаружили новую фундаментальную закономерность в структуре Вселенной

Европейские ученые при помощи Очень большого телескопа (VLT) выяснили, что оси вращения сверхмассивных черных дыр в квазарах параллельны друг другу, даже если их разделяет пространство в миллиарды световых лет. Дальнейший анализ данных привел ученых к еще более впечатляющему открытию.

Квазары – это одни из самых ярких астрономических объектов. Они представляют собой галактики с активными ядрами, в центре каждой из которых, судя по всему, находится сверхмассивная черная дыра, периодически выбрасывающая в пространство вдоль своей оси вращения мощнейшие джеты высокоэнергетических частиц.

Европейские астрономы под руководством Дамьена Хуцемекерса (Damien Hutsem?kers) из Льежского университета (Бельгия) решили использовать мощности телескопа VLT, расположенного в Чили, чтобы изучить выборку из 93 квазаров.

Благодаря спектрографу FORS, установленному на телескопе, ученым удалось обнаружить неожиданную закономерность: оси вращения сверхмассивных черных дыр (и, соответственно, самих квазаров) зачастую параллельны друг другу, как будто выровнены по линейке. Это открытие становится еще более удивительным от того, что между изучаемыми квазарами, по словам ученых, могут быть расстояния в целые миллиарды световых лет.

Астрономы на этом не остановились и решили узнать, согласуется ли связь между осями квазаров с пространственной ориентацией крупномасштабных структур, в которых они находятся. Напомним, что крупномасштабные структуры – это нитевидная сеть, демонстрирующая распределение галактик на масштабах всей наблюдаемой Вселенной.

Результаты проведенных затем наблюдений не разочаровали: оказалось, что оси вращения квазаров и правда повсеместно ориентированы вдоль направления нити (или волокна) крупномасштабной структуры, в которой они находятся. То есть ось того или иного квазара обязательно параллельна оси местного волокна крупномасштабной структуры. По расчетам астрономов, вероятность того, что такое совпадение ориентаций является случайным, не превышает 1%.

Полученные результаты могут привести к пересмотру современных астрофизических моделей.

Полученное в наших наблюдениях согласование данных на пространственных масштабах даже больших, чем предсказывает современное компьютерное моделирование, может сигнализировать о том, что в современных моделях Вселенной, возможно, пропущено важное звено