Современные люди получили защиту от вирусов от неандертальцев — Naked Science

Современные люди получили защиту от вирусов от неандертальцев

Известно, что кроманьонцы и неандертальцы скрещивались друг с другом. Сейчас выяснилось, что неандертальские гены в нашем геноме отвечают за механизмы иммунной защиты от многих вирусов.

ap_09032004448

Неандертальцы как вид исчезли около 40 000 лет назад. Существуют разные версии, почему это могло случиться: самая популярная и давняя из них гласит, что неандертальцев могли истребить кроманьонцы. Впрочем, сейчас у ученых есть убедительные доказательства того, что два вида первобытных людей не только враждовали, но и смешивались друг с другом. Геномы многих современных европейцев и азиатов содержат около двух процентов ДНК неандертальцев.

Исследователи также заметили, что некоторые гены неандертальцев попадаются у современных людей чаще, чем другие. Это заставило ученых задуматься, что распространение их могло быть не случайным, а давало некоторые эволюционные преимущества. Команда исследователей из Стэнфордского университета доказала эту идею. Они обнаружили, что гены неандертальцев дали кроманьонцам защиту от вирусов, с которыми они сталкивались при переходе из Африки. Статья с выводами ученых вышла в журнале Cell.

Дело в том, что до первого контакта с нашими предками неандертальцы жили за пределами Африки сотни тысяч лет. За это время организм представителей этого вида выработал иммунную защиту от вирусов, распространенных в Европе и Азии. С эволюционной точки зрения кроманьонцам было «выгоднее» заимствовать уже готовый адаптивный механизм у неандертальцев, чем ждать, пока закрепятся их собственные мутации.

Графическое изображение передачи генов от неандертальцев современным людям / ©Cell

В основном неандертальцы выработали иммунную защиту от РНК-содержащих вирусов, запускающих в клетке синтез вирусного ДНК. Такие вирусы ответственны за многие болезни человека, самый известный их представитель — вирус иммунодефицита человека.

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые составили список более чем из 4500 генов современных людей, которые связаны с защитой от вирусов. После этого исследователи сопоставили перечень с базой данных ДНК неандертальца и идентифицировали 152 общих фрагмента. Оказалось, общие гены дают современному человеку иммунную реакцию на ВИЧ, вирус гриппа А (H1N1) и гепатита С. Стоит отметить, что идентифицированные гены присутствуют только у современных европейцев. Ученые объясняют это тем, что, скорее всего, скрещивание между неандертальцами и кроманьонцами происходило не один раз.

Недавно британские исследователи заключили, что неандертальцы имели достаточно развитую медицину, которая помогала им выживать после тяжелых травм. Это ученые узнали, проанализировав останки 35 особей.

Ученые из МФТИ предложили способ экспериментальной проверки образцов на статус спин-долинного полуметалла — перспективного материала для электроники будущего и вживляемой биоэлектроники.