Современные люди получили защиту от вирусов от неандертальцев — Naked Science

Современные люди получили защиту от вирусов от неандертальцев

Известно, что кроманьонцы и неандертальцы скрещивались друг с другом. Сейчас выяснилось, что неандертальские гены в нашем геноме отвечают за механизмы иммунной защиты от многих вирусов.

ap_09032004448

Неандертальцы как вид исчезли около 40 000 лет назад. Существуют разные версии, почему это могло случиться: самая популярная и давняя из них гласит, что неандертальцев могли истребить кроманьонцы. Впрочем, сейчас у ученых есть убедительные доказательства того, что два вида первобытных людей не только враждовали, но и смешивались друг с другом. Геномы многих современных европейцев и азиатов содержат около двух процентов ДНК неандертальцев.

Исследователи также заметили, что некоторые гены неандертальцев попадаются у современных людей чаще, чем другие. Это заставило ученых задуматься, что распространение их могло быть не случайным, а давало некоторые эволюционные преимущества. Команда исследователей из Стэнфордского университета доказала эту идею. Они обнаружили, что гены неандертальцев дали кроманьонцам защиту от вирусов, с которыми они сталкивались при переходе из Африки. Статья с выводами ученых вышла в журнале Cell.

Дело в том, что до первого контакта с нашими предками неандертальцы жили за пределами Африки сотни тысяч лет. За это время организм представителей этого вида выработал иммунную защиту от вирусов, распространенных в Европе и Азии. С эволюционной точки зрения кроманьонцам было «выгоднее» заимствовать уже готовый адаптивный механизм у неандертальцев, чем ждать, пока закрепятся их собственные мутации.

Графическое изображение передачи генов от неандертальцев современным людям / ©Cell

В основном неандертальцы выработали иммунную защиту от РНК-содержащих вирусов, запускающих в клетке синтез вирусного ДНК. Такие вирусы ответственны за многие болезни человека, самый известный их представитель — вирус иммунодефицита человека.

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые составили список более чем из 4500 генов современных людей, которые связаны с защитой от вирусов. После этого исследователи сопоставили перечень с базой данных ДНК неандертальца и идентифицировали 152 общих фрагмента. Оказалось, общие гены дают современному человеку иммунную реакцию на ВИЧ, вирус гриппа А (H1N1) и гепатита С. Стоит отметить, что идентифицированные гены присутствуют только у современных европейцев. Ученые объясняют это тем, что, скорее всего, скрещивание между неандертальцами и кроманьонцами происходило не один раз.

Недавно британские исследователи заключили, что неандертальцы имели достаточно развитую медицину, которая помогала им выживать после тяжелых травм. Это ученые узнали, проанализировав останки 35 особей.