Лечебные практики неандертальцев позволили им выживать даже после тяжелых травм — Naked Science

Лечебные практики неандертальцев позволили им выживать даже после тяжелых травм

Методы лечения были настолько практичны на тот момент, что индивиды продолжали жить на протяжении многих лет после увечья.

Исследователи из Йоркского университета (Великобритания) проанализировали останки 35 неандертальцев и обнаружили, что те выживали после легких и тяжелых травм, что свидетельствует о развитой для того периода медицине. Работа опубликована в журнале Quaternary Science Reviews.

Пенни Спикинс (Penny Spikins) из Археологического отдела университета рассказал о находках:

«Неандертальцы сталкивались с различными угрозами, в том числе с крупными опасными хищниками. Мы же привыкли видеть их как грубых, сильных существ и не задумывались над тем, как именно они справлялись с ранениями. Среди рассмотренных образцов мы заметили много случаев восстановления после разного рода травм. Например, встречались индивиды со сломанной ногой. Это значит, что остальные члены коммуны должны были не только облегчать боль, но и перераспределять обязанности, заботиться о больном, чтобы тот мог в дальнейшем вновь активно участвовать в жизни общины».

Места обнаружения останков неандертальцев, красным отмечены те территории, где встречалась реабилитация / ©Quaternary Science Reviews

Условия жизни неандертальцев не способствовали распространению патогенов, поэтому им нечасто приходилось бороться с бактериями. С другой стороны, при охоте увеличивался риск открытых ранений. Поскольку в группах насчитывалось мало индивидов, шанс выживания общины зависел от каждого ее члена, поэтому развитие лечебных практик нуждалось в совершенствовании. В частности, ученые показали, что неандертальцы очищали раны, соединяли сломанные кости и принимали роды. Тазовые кости женщин и головы новорожденных отчасти соответствовали тем размерам, которыми обладают современные люди, поэтому, по мнению специалистов, без сторонней помощи они вряд ли бы выжили. Это открытие показывает, что для неандертальцев медицина имела прежде всего практическое значение, а не ритуальное.

Ранее ученые из Тюбингенского университета (Германия) представили исследование, в котором сравнили руки неандертальцев и предков Homo sapiens. В то время как у последних могло быть распределение труда, зависящее от способностей индивида, каждый из неандертальцев умел делать «точный захват», позволяющий современному человеку удерживать ручку между большим и указательным пальцами.

Ученые из МФТИ предложили способ экспериментальной проверки образцов на статус спин-долинного полуметалла — перспективного материала для электроники будущего и вживляемой биоэлектроники.