Смертельно опасный паразит рыб оказался деградировавшей медузой

Радужная форель, пораженная паразитами Myxozoa, буквально сходит с ума. Болезнь известная как «вертёж лососевых», проявляется как полная потеря рыбой контроля за своими движениями, и, увы, слишком хорошо известна разводчикам и добытчикам промысловой рыбы. При этом до сих пор неясно даже, что за тип...

17 нояб 2015 Сергей Васильев Комментариев: 0
Исторически Myxozoa относили к представителям протист, простейших, в группу сближающихся с грибами паразитов-микроспоридий. Однако в 1970-х ученые обратили внимание на имеющиеся у них особые образования, полярные капсулы, аналогичные капсулам стрекающих животных (Cnidaria). На основе этого возникла идея о том, что Myxozoa родственны этой группе, куда входят, в частности, гидры, полипы (включая кораллы) и медузы. Эта версия получила поддержку в 2000-х, после проведения молекулярного филогенетического анализа. Но, похоже, теперь на руках ученых появились уже окончательные доказательства.

Под руководством Полин Картрайт (Paulyn Cartwrighta) из Канзасского университета биологи провели широкое генетическое «обследование» двух довольно далеких друг от друга паразитов Myxozoa – Kudoa iwatai и Myxobolus cerebralis, – а также известного стрекающего паразита полиподия (Polypodium hydriforme). Они достоверно показали близость Myxozoa и медуз, некогда представлявших единую группу организмов.

Меняя образ жизни, Myxozoa уменьшили размер своих тел до нескольких десятков клеток и даже сократили геном до необходимого минимума. В среднем число генов снизилась на 30%, хотя один из Myxozoa имеет ДНК длиной всего 22,5 млн оснований, что в 40 раз меньше, чем у родственного (как оказалось) полиподия. Паразитические повадки дорого обходятся.