Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Слоны оказались рекордсменами по краткости сна среди млекопитающих
В естественных условиях слоны тратят на сон лишь около двух часов в сутки – меньше, чем любые другие млекопитающие.
До сих пор измерять продолжительность сна у слонов удавалось лишь в неволе, где она составляет от трех до семи часов. Однако в дикой природе, где им постоянно приходится бороться за выживание, они уделяют сну еще меньше времени. К такому выводу пришли ученые из южноафриканского Витватерсрандского университета, работающие во главе с Полом Мэнгером (Paul Manger), которым впервые удалось проследить за циклами суточной активности у слонов в естественных условиях.
Задача эта не из простых. Просто лежащее с закрытыми глазами животное может и не спать, и самым надежным способом убедиться в этом была бы электроэнцефалограмма, однако у слонов слишком крупный и толстый череп для того, чтобы приспособить обычные электроды. Мэнгер и его коллеги нашли другой подход, разместив миниатюрные датчики движений на хоботах группы слонов, обитающих в Национальном парке Чобе на территории Ботсваны. Пока слон бодрствует, его хобот почти всегда остается в движении – ученые отмечают, что уже пятиминутное бездействие хобота, скорее всего, означает, что животное заснуло.
Авторы проводили мониторинг в течение 35 дней без перерыва, заметив, что в среднем на сон слоны тратят по два часа каждый день, разделяя это время на 4–5 кратких промежутков. Большая часть таких периодов регистрируется между часом ночи и шестью часами утра.
В статье, опубликованной журналом PLoS ONE, Мэнгер и его соавторы добавляют, что и этого краткого сна слоны могут себе не давать: в течение всего времени наблюдений пять ночей они вообще не спали, оставаясь «на ногах» по 48 часов и при этом откочевывая на большие для них расстояния – до 30 км – возможно, чтобы уйти подальше от львов или браконьеров, оказавшихся неподалеку. Впрочем, и остальные дни слоны продолжали перемещаться и проводили ночи каждый раз на новом месте.
Кроме того, ученые закрепляли на животных небольшие гироскопы, по данным которых можно было зарегистрировать, стоит слон или лежит. Это позволило ответить на еще один насущный вопрос: спать они могут и стоя, и лежа. Из 35 суток исследований лежа они спали только 10 ночей, остальные – стоя.
Впрочем, сообщение южноафриканских биологов не столько отвечает на вопросы, сколько ставит новые. Слоны оказались рекордсменами по его краткости среди всех млекопитающих, для которых такие измерения проводились. Это очень небольшое время для сна с его чередованием фаз полного расслабления и «быстрого движения глаз», при котором происходит консолидация памяти, а животные переживают сновидения. Как видят сны слоны, пока неясно. По словам ученых, они могут переживать сновидения раз в несколько дней, либо краткими «вспышками» по 5–10 секунд, не опускаясь на землю, – примерно так, как это происходит у их дальних морских родственников, дельфинов и китов. К слову, киты спят примерно по девять часов, а жирафы – по пять. Слоны – чемпионы.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии