Шмели оказались способны учить и учиться — Naked Science

Шмели оказались способны учить и учиться

Мозг шмеля в миллионы раз меньше человеческого, однако и он позволяет этим насекомым демонстрировать сложное социальное поведение и логические способности.

b4nature_animals_insects014

Ученые из лондонского Колледжа Квин Мэри экспериментировали в лаборатории с земляными шмелями Bombus terrestris, широко распространенными в Средней полосе. Шмелям-сборщикам предлагались три искусственных «цветка» – ярко-синие «лепестки», с расположенными в центре емкостями с раствором сахарозы, которую те чрезвычайно ценят. При этом цветки находились за стеклом и напрямую были шмелям недоступны.

Сквозь прозрачную поверхность насекомые могли их видеть, а с помощью коротких шнуров, торчавших наружу, – вытянуть к себе. Сначала «цветки» были свободно доступны, но постепенно ученые все дальше и дальше прятали их под стекло, пока единственным способом добраться до сахара не оказался единственный – «дернуть за веревочку». Как сообщают в журнале PLOS Biology Ларс Читтка (Lars Chittka) его коллеги, из 40 подопытных шмелей 23 справились с этой задачей.

©Sylvain Alem et al., 2016

По словам ученых, это может быть одним из первым примеров выполнения насекомыми классического «павловского» теста, который нередко используют для изучения высших когнитивных способностей у птиц и приматов. Но затем они продемонстрировали нечто еще более удивительное.

Авторы помещали новых «наивных» (необученных) шмелей так, чтобы те могли наблюдать за действиями более опытных товарищей, которые трудились за извлечением награды из-под стекла. Более 60% из них быстро переняли новый навык и, в свою очередь, смогли извлечь сахар без всякого обучения, сразу из полностью скрытого «цветка». Как показали видеозаписи, при этом насекомые максимально точно копировали действия «учителей». Наконец, Читтка и его коллеги подсадили обученных шмелей в колонии, показав, что новый навык легко распространяется – как культурное явление.

Ученые из США, изучавшие миссисипских аллигаторов, показали, насколько те способны к регенерации хвоста. Оказалось, что они вполне имеют такую возможность, однако вновь отращенный орган отличается от настоящего. По мнению исследователей, открытие поможет в дальнейшем изучении способности живых организмов к регенерации, а затем, возможно, и в разработке лечения определенных заболеваний.

Сегодня, в 23:30 (мск), должно состояться историческое событие: Китай намерен запустить станцию «Чанъэ-5». Она соберет лунные образцы и вернется на Землю.