Шмели оказались способны учить и учиться

Мозг шмеля в миллионы раз меньше человеческого, однако и он позволяет этим насекомым демонстрировать сложное социальное поведение и логические способности.

Ученые из лондонского Колледжа Квин Мэри экспериментировали в лаборатории с земляными шмелями Bombus terrestris, широко распространенными в Средней полосе. Шмелям-сборщикам предлагались три искусственных «цветка» – ярко-синие «лепестки», с расположенными в центре емкостями с раствором сахарозы, которую те чрезвычайно ценят. При этом цветки находились за стеклом и напрямую были шмелям недоступны.

Сквозь прозрачную поверхность насекомые могли их видеть, а с помощью коротких шнуров, торчавших наружу, – вытянуть к себе. Сначала «цветки» были свободно доступны, но постепенно ученые все дальше и дальше прятали их под стекло, пока единственным способом добраться до сахара не оказался единственный – «дернуть за веревочку». Как сообщают в журнале PLOS Biology Ларс Читтка (Lars Chittka) его коллеги, из 40 подопытных шмелей 23 справились с этой задачей.