Секвенированный геном ананаса поможет вырастить суперпшеницу
03.11.2015

Секвенированный геном ананаса поможет вырастить суперпшеницу

Ученым впервые удалось секвенировать геном ананаса. Принципы САМ-фотосинтеза, позволяющие ананасу выживать в сухих климатических условиях, исследователи рассчитывают «привить» пшенице и рису.

83047496_85a48d14bc_o

Результаты научного эксперимента опубликованы в журнале Nature Genetics. Как сообщает Reuters, ученые объяснили, что, секвенировав геном ананаса, они выяснили генетические основы устойчивости этого растения к засухе и особого процесса фотосинтеза. Дело в том, что ананасы используют фотосинтез типа CAM, характерный для некоторых тропических растений. От других типов (как правило, растения используют тип фотосинтеза С3) САМ-фотосинтез отличается тем, что организм поглощает углекислый газ только ночью, когда температура воздуха ниже, а влажность – выше. С помощью генов ананас различает день и ночь, регулируя свой метаболизм в соответствии с временем суток. В итоге влагу растение использует по максимуму, на 20-30% эффективнее, чем их собратья, и может уживаться на землях, фактически непригодных для аграрных работ.

Учитывая глобальные изменения климата на Земле, ученые полагают, что их исследования пригодятся в работе с другими растительными культурами, которые можно сделать более устойчивыми к капризам природы. К примеру, САМ-фотосинтез может быть «привит» рису и пшенице. Также, по словам ученых, расшифровка генома ананаса позволит влиять на устойчивость растений к вредителям и заболеваниям, увеличивать их сроки годности.

Ананасы впервые были одомашнены 6 тыс. лет назад на территории современных юго-западной Бразилии и восточного Парагвая. Сейчас они выращиваются в тропических и субтропических регионах по всему миру, являясь второй по значимости тропической культурой после банана. Ежегодный объем ананасового рынка, по данным Reuters, составляет 8 млрд долларов.