Самки жуков предпочитают мелких самцов за их добрый нрав — Naked Science
13.01.2016

Самки жуков предпочитают мелких самцов за их добрый нрав

В отличие от самок подавляющего большинства видов, включая человека, «прекрасный пол» жуков-могильщиков отдает предпочтение менее крупным партнерам. Ученые не могут дать точное объяснение этой зависимости, но предполагают, что такие самцы менее агрессивны и реже вступают в схватки.

lovelovemedo

Сражаются за самок самцы множества видов – от кенгуру и львов до жуков-оленей, и величина соперников в этих боях играет далеко не последнюю роль. Половой отбор закрепляет крупные размеры, пределы которым устанавливает лишь доступность ресурсов. Но природа разнообразнее любых наших выкладок: недавно британские энтомологи обнаружили, что у широко распространенных черноусых жуков-могильщиков Nicrophorus vespilloides все обстоит с точностью до наоборот, и победу в состязании за возможность спариться и оставить потомство одерживают менее крупные особи.

Как это нередко происходит, находка была сделана почти случайно. Профессор Университета Эксетера Пол Хопвуд (Paul Hopwood) занимался изучением родительского поведения этих насекомых. «Самец-отец имеет выбор: либо инвестировать больше жизненных ресурсов в заботу о потомстве, повышая его шансы на выживание; либо он может расходовать те же силы на попытки спариться с большим числом самок и оставить более многочисленное потомство, – объясняет Хопвуд. – Оптимальный выбор зависит от ряда обстоятельств, включая уровень конкуренции между самцами, который, в свою очередь, зависит от отношения количества самцов и самок в популяции».

Исходя из этого, Хопвуд с коллегами предположили, что чем самцов больше, тем чаще они будут выбирать «стратегию заботы», а не «стратегию мачо». А чтобы проверить это, ученые подсаживали к Nicrophorus дополнительных самцов и следили за их поведением. Действительно, это увеличивало «градус насилия» в обществе. Однако затем жуков, выросших в популяциях с разным «содержанием самцов», выпустили «на волю», пересадив на тельце мертвой мыши, являющееся идеальным местом обитания и размножения этих могильщиков. А после к ним подпустили самок.

В результате почти все жуки принялись активно привлекать потенциальных партнерш, при этом не имело разницы, в какой именно обстановке выросли эти самцы. Во всех случаях менее крупные оказывались более успешными в привлечении самок. Почему так происходит, ученые сказать не могут. «Нельзя сказать, чтобы самцы разных размеров или разной предыстории серьезно отличались своими родительскими способностями, – говорит Хопвуд. – Их просто выбирают самки, которые, возможно, предпочитают менее агрессивных особей, менее склонных к расходованию ценных ресурсов на множество других самок».