Самки верветок оказались провокаторами «войн» — Naked ScienceNaked Science
23.11.2016, 13:55
Naked Science

Самки верветок оказались провокаторами «войн»

Международная группа ученых пришла к выводу, что самки верветок (Chlorocebus aethiops pygerythrus) могут манипулировать самцами для стимулирования их агрессивности. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

chlorocebus_sabaeus_in_grenade_hall_forest_09

Большинство видов животных не склонны к систематической кооперативной межгрупповой агрессии («войне»). Исключением, помимо человека, являются верветки, или карликовые зеленые мартышки. Известно, что эти приматы регулярно участвуют в столкновениях с другими стаями для установления контроля над территориями и пищевыми ресурсами. При этом столкновения происходят как в естественных условиях, так и в неволе. Социальные механизмы, которые лежат в основе такого поведения, до сих пор изучены недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Цюрихского университета (Германия) и Университета Невшателя (Швейцария) в течение двух лет наблюдали за четырьмя группами верветок в заповеднике ЮАР. За это время авторы зафиксировали более 400 межгрупповых взаимодействий, около половины из которых закончились боями. Средняя длительность боя составила 45 минут, максимальная — восемь часов. Каждую группу в столкновениях представляли примерно один самец и две самки, а результат во многом зависел от уровня агрессивности особей.

Анализ боев и поведения обезьян показал, что столкновения сопровождаются специфическим внутригрупповым взаимодействием между ними. Так, самцы, участвующие в бою, чаще получали от представителей группы обратную реакцию — вознаграждения (груминг) или наказания (крик). В 73 процентах случаев эту реакцию демонстрировали самки (как правило, поодиночке): они были склонны поощрять наиболее агрессивных самцов. При этом наказание стимулировало самцов, бежавших с поля боя, на агрессию в последующих столкновениях.

Такие манипуляции примечательны еще и тем, что верветки обладают половым диморфизмом: их самцы примерно в 1,5 раза крупнее самок. Однако недостаточная активность во время столкновений оборачивалась для самцов низкими шансами на размножение. Кроме того, по мнению авторов, «критика» со стороны самок могла угрожать статусу самца внутри группы и требовала реабилитации. Состав противоборствующих сторон исследователи объяснили инстинктом самосохранения: во время боя самцы необходимы «вспыльчивым» самкам для минимизации травм.