06.07.2020
Денис Гордеев
9 583

Розовый лед в Альпах назвали маркером точки невозврата в процессе глобального потепления

5.3

Водоросли Ancylonema nordenskioeldii могут стать «последним гвоздем в гроб» одного из итальянских ледников.

Бьяджо ди Майо
Бьяджо ди Майо берет пробы розового снега / AFP

Ледник Презена — один из самых известных горнолыжных курортов в итальянских Альпах. Сейчас он находится под угрозой исчезновения из-за глобального потепления, и его необычная окраска — один из маркеров процесса.

Итальянские ученые активно исследуют процессы, проходящие на леднике. По словам Бьяджо ди Мауро из Национального исследовательского совета страны, необычная окраска льда вызвана водорослями Ancylonema nordenskioeldii. Само по себе наличие и размножение этих организмов в ледниках вполне естественно, особенно в летний сезон. Однако интенсивное окрашивание льда водорослями таит угрозу вечной мерзлоте.

Обычно лед отражает около 80% солнечных лучей обратно в атмосферу, но водоросли меняют светоотражающие характеристики этой поверхности. Чем их становится больше, тем интенсивнее лед окрашивается в розовый цвет и вместе с этим начинает поглощать больше солнечной радиации и таять.

Похожий процесс сейчас наблюдается в Гренландии. Два года назад на ледяном щите этого острова была обнаружена так называемая темная зона длиной около 400 и шириной порядка 100 километров. Эта зона образована слоем сажи и пыли: они сами по себе увеличивают светопоглощение поверхности, а вдобавок еще стимулируют рост водорослей. В результате лед темнеет и тает быстрее, а площадь темной зоны постепенно расширяется.

Водоросли на леднике / AFP

«Все, что затемняет лед, заставляет его таять, потому что ускоряет поглощение радиации, — говорит ди Мауро. — Перегрев планеты — это проблема, и водоросли — последнее, что нам было здесь нужно». По словам ученого, на развитие водорослей также могут влиять присутствие на леднике туристов и работа подъемников. Сейчас исследователи пытаются определить, какие именно факторы сильнее всего стимулируют развитие и распространение Ancylonema nordenskioeldii.

В целом выводы экологов и климатологов неутешительны. Ледник Презена тает уже не первый год, и интенсивный рост водорослей может стать «последним гвоздем в гроб». «По моему мнению, атмосферные явления ухудшаются. Изменение климата становится все более очевидным», — говорит Элиза Понгини из Флоренции, также работающая на леднике. «К сожалению, мы наносим необратимый ущерб [планете]. Думаю, это свидетельствует о том, что мы уже прошли точку невозврата», — подытоживает Бьяджо ди Мауро.

Ранее американские ученые показали на видео, как сползает в океан ледник Купол Вавилова, а тающие льды Антарктиды предложили засыпать искусственным снегом.