Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
13.11.2020
18 617

5.5

Ученые показали, что если прямо сейчас прекратить все антропогенные выбросы в атмосферу, температура на Земле все равно продолжит расти. Сами исследователи считают, что их работа требует дополнительных проверок, однако даже предварительный прогноз оставляет желать лучшего.

Прекращение выбросов парниковых газов не сможет остановить глобальное потепление / ©www.n20x.ru

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Поверхность нашей планеты сегодня на 1,2 градуса теплее, чем в середине XIX века. С этого времени и начинается постепенный рост температуры, который ученые связывают с выбросами антропогенного характера. Исследователи из Норвежской бизнес-школы BI применили модель ESCIMO, чтобы спрогнозировать среднюю температуру на планете до 2500 года. Прогноз включал два сценария — мгновенное прекращение выбросов в 2020-м и их постепенно снижение к 2100 году.

Первый вариант невозможно выполнить технически, но даже в этом случае планета будет нагреваться в течение следующих десятков лет и лишь после этого начнет понемногу остывать, вернувшись к доиндустриальным значениям. Первые десятилетия концентрация СО2 в атмосфере имеет шанс вернуться к уровню XIX века, но на Земле холоднее не станет.

Это связано с накоплением большого количества водяного пара в атмосфере, пониженного альбедо планеты и таяния вечной мерзлоты, которое поддерживает само себя. Все это означает, что климат планеты уже прошел точку невозврата. Таким образом, по мнению исследователей, остановить выбросы в атмосферу — уже недостаточная мера. Необходимы дополнительные решения — например, искусственное изъятие излишков углекислого газа из воздуха и помещение его под землю.

Второй сценарий, по понятным причинам, еще хуже. В этом случае температура на поверхности планеты пройдет свой пик примерно в 2075 году и будет на 2,3 градуса выше доиндустриальных значений. К 2150 году весь снег и лед на суше исчезнут (за исключением Гренландии и Антарктиды — чтобы ледяной щит полностью растаял и там, требуются тысячи лет). При этом, согласно моделированию, температура продолжит расти даже через 50 лет после прекращения выбросов, а уровень Мирового океана поднимется как минимум на три метра.

Причина — низкое альбедо планеты, благодаря которому Земля будет поглощать все больше солнечных лучей, не отражая их в космос вследствие нехватки снега и льда. Получается, даже после прекращения выбросов температура продолжит расти на поверхности в течение сотен лет. Более того, ситуация останется плачевной даже после того, как концентрация углекислого газа (за счет накопления его в почве, биомассе и глубинах океана) в атмосфере снизится до значений доиндустриальной эпохи.

Ученые, впрочем, делают оговорку, что результаты этого исследования могут быть спорными, и призывают других специалистов к их перепроверке. Причем ключевые параметры для их моделирования верны: так, содержание СО2 в атмосфере сегодня действительно достигло рекордных значений, которые не наблюдались в течение последних 23 миллионов лет.