Подтвердилась связь токсоплазмоза с развитием неврологических нарушений — Naked Science
14.09.2017, 07:45

Подтвердилась связь токсоплазмоза с развитием неврологических нарушений

Ученые показали, что токсоплазмоз не так безобиден, как принято думать, и заражение может вести к развитию в мозге нейродегенеративных процессов, запускать эпилепсию и рак.

Больше 2 млрд человек на планете заражены паразитическими протистами Toxoplasma gondii, которые могут передаваться от животных, в том числе домашних собак и кошек. Вызываемое ими заболевание, токсоплазмоз, обычно протекает бессимптомно, хотя в некоторых случаях может представлять серьезную опасность для человека, а особенно – для формирования плода у беременных матерей. Вообще же болезнь и ее эффекты изучены достаточно плохо, и последствия заражения мы до сих пор представляем не слишком ясно.

Считается, что для взрослых людей со здоровой иммунной системой токсоплазмоз неопасен. С другой стороны, есть свидетельства о связи его с рядом неврологических расстройств, включая эпилепсию, болезни Альцгеймера и Паркинсона и др., однако они недостаточно надежны. Имеются указания на изменения поведения, возникающие в связи с болезнью, хотя и они в основном получены в экспериментах с грызунами и другими животными. Окончательно решить этот вопрос попробовала большая международная группа ученых, статью которых публикует журнал Scientific Reports.

Исследователи из 16 вузов США Австралии, Канады и Великобритании собрали детальные данные медицинских наблюдений для 246 инфицированных токсоплазмозом больных, а также их близких, за период начиная с 1981 г. Затем они попытались оценить возможную связь между белками, которые выделяет паразит в организме, с поведением зараженных клеток – набором микроРНК и других сигнальных молекул, которые они при этом экспрессируют.

В самом деле, работа показала, что биохимический «профиль» зараженных клеток оказывается близок к тому, что наблюдается при нейродегенеративных заболеваниях мозга и даже некоторых формах рака. В частности, набор микроРНК у детей с токсоплазмозом напоминал набор, характерный для пациентов с болезнью Альцгеймера. Также нарушения отмечены в обонятельных рецепторах и в работе ГАМКергических сигнальных путей – последний фактор может вести к развитию эпилепсии.

«Мы подозреваем, что процесс вовлекает множество факторов, – говорит одна из авторов работы Рима Маклеод (Rima McLeod). – В основе этого особенности самого паразита, тех генов, которые он экспрессирует в зараженных клетках мозга, а также генов самого хозяина, которые обусловливают его способность сопротивляться инфекции. Другие факторы могут включать беременность, стресс, прочие инфекции, нарушения естественной микрофлоры. Мы предполагаем, что при совпадении достаточного количества этих факторов и может развиваться болезнь».