Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
25.06.2014
Редакция Naked Science

Закат пенициллина

По данным Всемирной организации здравоохранения, устойчивость бактерий к антибиотикам в ближайшие годы может привести к глобальной медицинской катастрофе. Но устойчивость болезней к лекарствам вообще – еще более обширная проблема, чем может показаться.

Depositphotos_8556702_l

В сентябре 1928 года бактериолог Александр Флеминг уехал из Лондона на дачу и оставил на столе огромную башню из чашек Петри с колониями бактерии – стафилококка. За время, пока Флеминг был в отпуске, с этими чашками должен был разобраться его коллега, который, впрочем, к ним не притронулся.

К раздражению Флеминга, по возвращении с дачи он обнаружил свои чашки Петри там же, где их оставил. Многие из них поросли плесенью и были явно непригодны для использования. Цедя проклятия, Флеминг принялся расчищать рабочее место, сваливая чашки в ведро с дезинфицирующим средством.
Эта история была бы вскоре забыта, если бы в ту минуту Флемингу не подвернулась бывшая ассистентка, недавно покинувшая лабораторию. Кипя от негодования, тот принялся жаловаться ей на свою жизнь и на то, как тяжело стало работать без ассистента. В качестве иллюстрации Флеминг схватил одну из выброшенных в ведро чашек, поросших плесенью. Если бы чашек не было так много, к тому моменту они бы лежали на дне, отбросив развитие медицины по крайней мере на несколько лет. Но огромная куча просто не умещалась в ведро – поэтому чашка, поднятая Флемингом, осталась недезинфицированной.

Присмотревшись к ней, Флеминг обратил внимание, что плесень не просто вклинилась в колонию стафилококка,как наблюдалось на некоторых других чашках. Плесень, которую знакомый Флемингу миколог определил как Penicillus, остановила рост бактерий, соседствующих с ней на поверхности чашки Петри. Более того, бактериальные колонии стали полупрозрачными – свидетельство разрушения клеток. Заинтересовавшись феноменом, Флеминг стал работать с грибком и показал, что тот действительно убивает большинство бактерий, которые исследовала его лаборатория – при этом никакой токсичности для мышей не наблюдалось. В дальнейшем из плесени было выделено вещество, отвечающее за ее антибактериальные свойства, – пенициллин.

Как и Христофор Колумб, никогда не осознававший последствий своих открытий, Флеминг не довел свою находку до практической развязки – медицинского триумфа пенициллина. Это было сделано…

Читайте полную версию статьи в журнале Naked Science №14.