Названа древнейшая из известных ученым спиральных галактик — Naked Science

Названа древнейшая из известных ученым спиральных галактик

Исследователи пришли к выводу, что галактика A1689B11 — древнейшая из известных ученым спиральных галактик. Она образовалась через 2,6 млрд лет после т. н. Большого взрыва. Ее возраст оценивают в 11 млрд лет.

m101_hires_stsci-prc2006-10a

Спиральные галактики являются одним из основных типов галактик. Они имеют центральный балдж (почти сферическое утолщение), который окружен диском. Такие галактики обладают значительным суммарным вращательным моментом. Собственно, само название пошло от присутствующих внутри диска ярких звездных рукавов, простирающихся из балджа. Они представляют собой области активного звездообразования.

Галактики такого типа широко распространены во Вселенной: по оценкам исследователей, приблизительно у 70% близких к нам галактик есть спиральные рукава. При этом многие важные аспекты, связанные с данным типом галактик, все еще остаются загадкой. Сейчас астрономы смогли приблизиться к пониманию их природы, подтвердив, что A1689B11 является древнейшей из известных науке спиральных галактик. Выводы ученых приняло к публикации издание The Astrophysical Journal.

Исследователи проанализировали данные, полученные посредством спектрографа обсерватории «Джемини». К счастью для специалистов, яркость объекта усиливала гравитационная линза — большое и массивное галактическое скопление Abell 1689. Это одно из крупнейших и наиболее массивное из всех известных скоплений галактик, расположенное на удалении 2,4 млрд световых лет от нас.

Наблюдая за A1689B11, эксперты выявили чрезвычайно простые, пока только зарождающиеся спиральные рукава. Возраст галактики эксперты оценивают в 11 млрд лет. Ученые также полагают, что скорость звездообразования в A1689B11 составляет 22 ± 2 солнечные массы в год. При этом диск A1689B11 достаточно тонок и холоден.

Исследователи относительно редко выявляют спиральные галактики на столь ранних этапах эволюции Вселенной. Ученые полагают, что дальнейшие наблюдения помогут выявить и другие похожие объекты, а также проанализировать то, как со временем менялась их структура.

Напомним, не так давно ученые выяснили, что Млечный Путь является не совсем обычной галактикой. Проведенный обзор «близнецов» Млечного Пути показал, что он выделяется на их фоне низкой активностью галактик-спутниц. У большинства других крупных галактик сателлиты показывают более существенную активность, «рождая» новые звезды в более высоком темпе. На момент публикации соответствующей работы обзор SAGA охватывал только восемь галактик, похожих Млечный Путь, а также четырнадцать их сателлитов.