04.07.2018
Редакция Naked Science

Космическая обсерватория NuSTAR зафиксировала космические лучи, исходящие от Эта Киля

По данным NASA NuSTAR, Эта Киля — ярчайшая звезда в самой массивной звездной системе в пределах 10 тысяч световых лет от Земли — испускает высокоэнергетические космические лучи, разгоняя частицы до скорости, близкой к скорости света.

1-nasasnustarm1

Космические лучи с энергией более одного миллиарда электрон-вольт регулярно попадают в Солнечную систему из межзвездного пространства, но траектории таких высокоскоростных электронов, протонов и атомных ядер сбиваются, когда они попадают в магнитные поля. Часть этих космических лучей исходит из системы Эта Киля.

Эта Киля находится примерно в 7,5 тысячи световых лет от Земли и состоит из двух звезд в 90 и 30 солнечных масс, каждые пять с половиной лет проходящих в 225 миллионах километрах друг от друга. Сильнее всего звездная система загорелась в 1843 году, став второй по яркости «звездой».

«Обе звезды Эта Киля испускают мощные потоки, называемые звездным ветром, — говорит Майкл Коркоран, исследователь из Центра космических полетов Годдарда NASA. — Места столкновения потоков этого ветра меняют орбитальный цикл, производя тем самым периодический сигнал в низкоэнергетическом рентгеновском излучении, за которым мы наблюдали на протяжении более двух десятилетий».

Космический гамма-телескоп Fermi наблюдает похожее изменение в высокоэнергетическом гамма-излучении в основном направлении Эта Киля, но ему не хватает разрешения, чтобы подтвердить источник. Кенджи Хамагути, астрофизик из Центра космических полетов Годдарда и ведущий автор нового исследования, утверждает, что изучение данных NuSTAR и архивных наблюдений космического телескопа Европейского космического агентства XMM-Newton указывает на то, что источник — сама Эта Киля.

Рентгеновское излучение Эта Киля / NASA/CXC, NASA/JPL-Caltech

Низкоэнергетическое — или мягкое — рентгеновское излучение образуется в газе в области столкновения потоков звездного ветра, где температура может превышать 40 миллионов градусов Цельсия. Однако NuSTAR обнаружил источник излучения, превышающий 30 тысяч электрон-вольт, — примерно втрое выше, чем могут объяснить взаимодействующие ударные волны.

«Жесткое» рентгеновское излучение показывает картину, аналогичную изменениям в гамма-излучении Fermi, и как минимум некоторая часть энергетически заряженных фотонов достигнет Земли в виде космических лучей.

«Мы знали уже на протяжении какого-то времени, что область вокруг Эта Киля — источник энергетических излучений в форме рентгеновского и гамма-излучений, — говорит главный исследователь NuSTAR и профессор астрономии в Калифорнийском технологическом институте Фиона Харрисон. — Но прежде чем NuSTAR удалось точно указать источник излучения, показать, что он исходит из двойной системы, и подробно изучить свойства, его происхождение было неясным».