Астрономы обновили фотопрофиль гипергиганта Эта Киля
20.10.2016

Астрономы обновили фотопрофиль гипергиганта Эта Киля

Международная группа ученых получила новые снимки двойной звезды Эта Киля с помощью интерферометрии. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysic.

eta_carinae_1

Эта Киля (? Carinae) — двойная звезда-гипергигант, которая находится в созвездии Киля на расстоянии 7,5 тысячи световых лет от Земли. Звезды этой системы, движутся по вытянутым эллиптическим орбитам вокруг общего центра тяжести. Их вращение генерирует звездные ветры, скорость которых может достигать 10 миллионов километров в час. До сих пор область столкновения этих ветров в центре системы была изучена недостаточно.

В новой работе ученые использовали данные интерферометрии от телескопа VLT, состоящего из трех 1,8-метровых телескопов. Аппарат позволил получить изображения Эта Киля со спектральным разрешением, в десять раз превышающим показатель одного телескопа. Помимо визуализации в инфракрасном диапазоне, авторы смогли построить уточненную компьютерную модель столкновения ветров, а также измерить их скорость.

Детализация бинарной системы Эта Киля © ESO

Результаты показали, что в межзвездном пространстве Эта Киля находится веерообразная структура, где ветер от меньшей, более горячей компоненты системы сталкивается с более плотным ветром от яркой голубой переменной (ЯГП). По мнению ученых, сочетание единого когерентного интерферометра (VLTI) с приборами GRAVITY и MATISSE позволит в будущем получить еще более детальные изображения звезды в расширенном диапазоне длин волн.

Изучение Эта Киля актуально, поскольку она является одной из самых неустойчивых и в то же время крупных известных звезд. Ожидается, что в течение нескольких десятков тысячелетий она станет сверхновой, в результате чего Земля подвергнется интенсивной бомбардировке гамма-излучением. Тем не менее, светимость системы — что характерно для сверхновых — уже неоднократно возрастала ранее. В этой связи Эта Киля также называют «звездой-самозванцем».