Кенгуру оказались левшами, озадачив ученых

Кенгуру оказались левшами, озадачив ученых

Российские биологи впервые исследовали латерализацию функций – «рукость» австралийских кенгуру, обнаружив, что леволапые среди них встречаются не реже, чем правши – среди людей.

Стоит сказать, что выраженная латерализация функций передних конечностей долгое время считалась прерогативой одного лишь человека, обладателя мощного мозга, многие функции которого распределены между полушариями несимметрично. Определенную склонность к использованию одной определенной конечности для выполнения задач, требующих большей точности и ловкости, обнаруживали также высшие приматы, но до явно выраженной «рукости» и им было далеко.

Однако исследования последних десятилетий показали, что в той или иной степени эта латерализация свойственна и многим другим животным, некоторые из которых вообще не могут похвастаться развитым мозгом. «Рукость» найдена даже у пчел и червей (вообще не имеющих рук), и у некоторых лягушек – тех, что передвигаются не прыжками, а за счет ходьбы. Впрочем, у них это свойство выражено чрезвычайно слабо, и латерализация функций верхних конечностей до сих пор полагалась важной особенностью именно человекообразных приматов, достигая максимума лишь у нашего вида.

По-новому взглянуть на эти представления требует новая работа, опубликованная петербургскими учеными по результатам полевых наблюдений, проведенных в Тасмании и Австралии в 2013 году. Авторы выяснили, что дикие кенгуру разных видов в большинстве случаев предпочитают использовать левую переднюю конечность для ключевых действий, требующих высокой точности и координации, – таких как чистка носа или сгибание ветки, чтобы объесть с нее листья.

Более того, «рукость» можно заметить даже у детенышей кенгуру, которые, свешиваясь из материнской сумки, обычно предпочитают срывать траву левой лапкой. «Мы установили, что даже детеныши используют руки асимметрично: маленький кенгуренок свешивается из сумки матери и левой рукой срывает траву, – рассказал один из авторов работы Егор Малашичев. – Это свидетельствует о генетической природе рукости. Раньше такие ранние проявления рукости были известны только у человека».

Открытие петербургских исследователей может говорить о том, что латеральность функций «рук» у кенгуру связана с функциональной асимметрией мозга, как и у нас. И это несмотря на серьезное эволюционное расстояние, отделяющее приматов от древних сумчатых млекопитающих, – и на всю разницу между развитием и устройством мозга людей и кенгуру.

Вообще в мире «руких» животных человек может оказаться исключением. «Согласно нашим наблюдениям, двуногие виды проявляют удивительное единообразие в том, что они предпочитают пользоваться не правой, а именно левой рукой», – добавляет Егор Малашичев.

Судя по полученным снимкам, ядро кометы, прибывшей к нам из другой системы, уже раскололось на два фрагмента.