Попугаи научились использовать скребковый инструмент

Попугаи научились использовать скребковый инструмент

Попугаи – одна из умнейших групп птиц и животных вообще. Но из более чем 300 видов попугаев до сих пор лишь четыре были замечены в естественных условиях за таким сложным занятием, как использование орудий труда. Например, какаду могут доставать пищу с помощью палочки, которую при необходимости могут сами же изготовить. Теперь к этому шорт-листу умнейших попугаев можно добавить и мадагаскарского большого попугая-ваза.

Coracopsis_vasa_-Madagascar-8

Британские орнитологи следили за поведением десятка больших попугаев-ваза (Coracopsis vasa), обитающих в птичнике Линкольширского парка дикой природы. При этом велась видеосъемка, которую затем отсматривали ученые. И на нескольких из таких записей, которые датированы мартом – серединой апреля 2013 г. (до наступления у них периода образования пар) заметили, что пять птиц время от времени поднимали с пола то мелкую гальку, то финиковые косточки. Умные птицы скоблили ими внутреннюю поверхность валявшихся тут же ракушек или разбивали их.

Эти ракушки разбросаны по птичнику неспроста: для попугаев они являются ценным источником кальция. И, стачивая ракушку, птицы готовили себе легкий в потреблении и полезный кальциевый порошок, который тут же с удовольствием поедали. По словам ученых, работа которых опубликована в журнале Biology Letters, это первый зафиксированный случай использования скребкового инструмента животным (не считая, конечно, человека).

Стоит отметить, что кальций – «больное место» многих птиц, особенно в период спаривания и откладывания яиц. Ведь для формирования скорлупы требуется именно он. Однако запасти достаточное количество этого элемента в скелете, как это сделали бы мы, они не могут: их тонкие полые кости созданы для полета и слишком легки. Поэтому многие птицы, имеющие доступ к моллюскам, в этот период с особенным аппетитом поедают их мелкие кусочки. Попугаи же из Линкольширского парка сумели сами приготовить себе оптимальное блюдо – возможно, их стоит назвать и одними из уникальных в животном мире кулинаров.

Впрочем, есть здесь еще один интересный момент. Дело в том, что четыре из пяти попугаев-ваза, которые скоблили и дробили ракушки, были… самцами. Ученые предполагают, что они готовили своего рода корм, чтобы «подкупить» самок с целью дальнейшего спаривания. А возможно, эта пища готовилась и для будущих птенцов, растущему скелету которых кальций также необходим.