26.10.2022
Анна Новиковская
1 818

Обнаружено сходство тюленей с человеческими младенцами

4.5

Чувство ритма играет огромную роль в человеческой музыке и речи, а теперь ученые обнаружили, что оно важно и для тех млекопитающих, которые в принципе используют голос для общения. Более того, если наших ближайших родственников — приматов — приходится учить реагировать на ритм, то тюлени его чувствуют даже без предварительной подготовки.

Звуки важны для тюленей, а врожденное чувство ритма позволяет им быстрее учиться общению с сородичами / © Roie Galitz

У певчих птиц великолепно развито чувство ритма: оно способствует лучшему обучению и позволяет птенцу, даже сидя в яйце, запоминать характерную песню родителей вплоть до местного «диалекта» (особой разновидности песни, характерной для конкретной популяции). У людей это чувство, похоже, тоже врожденное. Но вот нашим ближайшим родственникам, обезьянам, приходится этому учиться, и, как и у человека, их ритмические способности заметно различаются между отдельными особями.

Так что же, люди — единственные «музыкальные» млекопитающие на Земле? Чтобы это проверить, команда нидерландских ученых решила проверить ритмические способности у обыкновенных тюленей (Phoca vitulina), содержащихся в реабилитационном центре перед выпуском на волю.

Для начала ученые записали голоса тюленей, различающиеся по трем ритмическим свойствам: темпу (быстрый или медленный, как удары в минуту в музыке), длине (короткая или длинная, как продолжительность музыкальных нот) и регулярности (правильная или неправильная, как звуки метронома в сравнении с ритмом фри-джаза).

После этого, используя метод, ранее уже отработанный на человеческих младенцах, команда проверила ритмические способности у 20 молодых тюленей. Во время эксперимента разные звуковые последовательности проигрывали за спиной животного, и исследователи фиксировали, сколько раз оно поворачивало голову (иными словами, находило звук интересным и предпочитаемым).

Оказалось, подобно человеческим детям, молодые тюлени больше внимания уделяют ритмично правильным, продолжительным и быстрым последовательностям. Удивительно, что при таких «музыкальных» задатках обыкновенные тюлени — одни из самых молчаливых и сдержанных ластоногих, чье общение с сородичами ограничивается периодом размножения.

Большую часть жизни обыкновенный тюлень проводит в одиночестве, так что ему нет необходимости с кем-то общаться / © en.wikipedia.org

Иными словами, способности этого вида — скорее всего, не уникальная эволюционная черта, а общая, унаследованная от наземных предков. Если это действительно так, не означает ли, что ритмические способности среди млекопитающих распространены столь же широко, как среди птиц?

Теперь исследователям предстоит работа с другими видами, чтобы окончательно ответить на вопрос о распространенности и значении чувства ритма в различных эволюционных линиях нашего класса.

Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.