20.06.2018
Редакция Naked Science

Исследование показало, что CRISPR не вызывает ненамеренных мутаций у обезьян

Вокруг CRISPR в последнее время немало шума и волнений. Один из самых важных вопросов относительно технологии до сих пор не нашел ответа: будет ли она приводить только к необходимым результатам или спровоцирует нежелательные изменения?

4-12-2018-monkeys2-1024x6831

CRISPR — все еще относительно новая технология, и на данный момент науке неизвестны ее потенциальные побочные эффекты. Как насчет ненамеренных мутаций? Чтобы добраться до самой сути проблемы, команда исследователей из Китая провела оценку обезьян, прошедших через CRISPR-модифицирование, в поисках каких-либо незапланированных изменений в геномах животных.

Работа пока не получила экспертной оценки, но препринтовый сервис bioRxiv уже опубликовал ее раннюю версию.

Для проведения исследования ученые разработали систему CRISPR-Cas9 для деактивации гена MCPH1 у макак-резусов. Из-за мутаций в этом гене мозг развивается аномально, приводя к такому заболеванию, как микроцефалия. Специалисты ввели свою систему CRISPR-Cas9 в пятнадцать зигот макак-резусов. Они выяснили, что MCPH1 успешно деактивирован у тринадцати эмбрионов, что указало на эффективность их техники.

Вооружившись новыми данными, ученые могли начать поиски ответа на вопрос о нежелательных мутациях. Команда ввела все ту же систему CRISPR-Cas9 в тридцать зигот, двадцать четыре из которых развились нормально. Далее эти зиготы были имплантированы шестерым суррогатным самкам макак-резусов, две из которых забеременели. Одна особь родила близнецов — самца и самку, первый из которых выжил. Другая родила тройню путем кесарева сечения: одну самку и двух самцов, все они выжили. И тогда настало время поиска незапрограммированных мутаций.

Ученые обнаружили, что их CRISPR-модификация генов сработала во всем потомстве, кроме одной особи. Они сосредоточились на поиске каких-либо de novo мутаций (новых) — тех, что не передаются у обезьян по наследству. Они секвенировали целые геномы каждой особи и обнаружили, что их CRISPR-коррекции не произвели ни одной de novo мутации (у обезьян были некоторые новые мутации, но в пределах нормы для макак-резусов).

В итоге исследователи рассмотрели все опубликованные данные о секвенировании целого генома из другого исследования, использовавшего CRISPR для замены генов у макак-крабоедов, часто использующихся в медицинских исследованиях. Полученная информация подтвердила их собственное исследование: животные не проявляли de novo мутаций больше, чем является нормой для вида.

К какому выводу пришли ученые?

«CRISPR-Cas9 может считаться относительно безопасной системой геномного редактирования для приматов», — сказано в докладе.

До этого момента большинство работ потенциального возникновения незапланированных мутации при применении CRISPR проводили на крысах или человеческих клетках. Это исследование стало первым, в котором анализировались целые геномы нечеловеческих приматов, прошедших через CRISPR-редактирование. Оно также стало важным шагом к будущему безопасному применению технологии на людях, так как генетически и физически наши виды очень схожи.

И хотя de novo мутации не единственные потенциальные нежелательные побочные эффекты генного редактирования, именно о них люди больше всего беспокоились. Теперь же появилась некоторая уверенность, что такие изменения не представляют опасности и CRISPR все ближе к своему изначальному применению.

При помощи телескопа «Хаббл» ученый из Швеции узнал, что на спутнике Юпитера Европе постоянно присутствует пар. Правда, лишь на одной стороне.

Компания Ричарда Брэнсона сдвинула старт коммерческих суборбитальных полетов на четвертый квартал следующего года. Это связано с доработкой оборудования и новыми тестами.

Сотрудники Высшей школы бизнеса ВШЭ предложили новый метод предсказывать банкротство компаний на основе машинного обучения. Он позволяет использовать по максимуму информацию о финансовом состоянии фирм и показывает более высокие результаты по сравнению с классическими статистическими подходами.