21.11.2018
Редакция Naked Science
1 168

Исследование показало, что Антарктиду, помимо глобального потепления, плавят подземные источники

По оценкам специалистов, это явление продолжается годами и оно бы не оказало влияния, если бы не изменение климата.

Группа ученых из государственной организации Великобритании British Antarctic Survey провела исследование земли под ледяным щитом Антарктиды и выяснила, что его восточную часть расплавляют изнутри геотермальные потоки. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

В 2009 году Европейское космическое агентство (ЕКА) запустило спутник GOCE (Gravity Field and Steady-State Ocean Circulation Explorer), который исследовал гравитационное поле Земли и изменения, происходящие в скоплениях льда. Однако он не смог собрать данные над Южным полюсом, и там образовался пробел. Чтобы его ликвидировать, группа ученых из Великобритании при поддержке ЕКА запустила проект PolarGAP.

Его участники провели радиолокационные исследования над Антарктидой, охватив участок с восточной стороны размером 50 на 100 километров. Локатор проник через трехкилометровый щит и отобразил поверхность земли под ним. Эти данные показали, что под земной корой существует источник тепла, который плавит лед снизу вверх. Ученые пока не уверены насчет его природы, но предполагают, что это могут быть горячие камни и геотермальные потоки. Дальнейшие изыскания должны уточнить эту информацию.

©Tom Jordan

Руководитель работы Том Джордан (Tom Jordan) поделился подробностями:

«Наблюдаемый нами процесс таяния продолжается тысячи, а возможно, и миллионы лет, но при этом не способствует прямому уменьшению ледяного покрова. Однако в будущем, при дальнейшем изменении климата регион может стать более чувствительным, и тогда этот феномен способен повлиять на скорость таяния льда».

В прошлом году ученые из Лаборатории реактивного движения NASA опубликовали другое исследование, которое показало, что под западной частью Антарктиды существуют похожие тенденции. Они даже предположили, что процесс таяния там проходит быстрее образования новых льдин. В июле специалисты из Университета Род-Айленда опубликовали доказательства того, что под ледником Пайн-Айленд может существовать активный источник вулканического тепла, который тоже подтапливает лед снизу.

Ранее 40 лет движения айсбергов Антарктиды показали на 50-секундном ролике. На видео показаны крах шельфового ледника Ларсен B в 2002 году и путешествие B-15 — самого большого зарегистрированного айсберга с площадью поверхности около 11 тысяч квадратных километров, — который отделился от Антарктиды в марте 2000-го.