Гиперсоциальность собак оказалась синдромом эльфа — Naked Science

Гиперсоциальность собак оказалась синдромом эльфа

Группа американских исследователей показала, что гиперсоциальность собак связана с генетическими вариациями, которые аналогично отражаются на поведении человека.

Собаки чрезвычайно социальны: так, они могут интерпретировать сенсорный опыт человека по ориентации глаз, понимать слова и несправдливое отношение. Эти навыки возникли в ходе коэволюции. Предполагается, что подвид сформировался благодаря более гуманистической, по сравнению с волками, коммуникации. Но опыт 2010 года показал, что последние при одомашнивании могут превосходить собак по качеству взаимодействия. При этом генетический коррелят, объясняющий антропоцентричное поведение Canis lupus familiaris, неизвестен. Чтобы восполнить пробел, авторы новой работы изучили связь между социальным познанием волков и собак и ортолога WBSCR17 — этот ген ассоциируется с синдромом Вильямса.

Синдром Вильямса — наследственное заболевание, которое наряду с задержкой умственного развития сопровождается гиперсоциальностью. Согласно прошлым наблюдениям, специфические снипы (однонуклеотидные полиморфизмы, SNPs) в WBSCR17, связанные с нарушением, могут наблюдаться и у собак. На первом этапе ученые провели серию поведенческих экспериментов для оценки когнитивных искажений к социальным стимулам (ABS), гиперсоциальности (HYP) и интереса к незнакомцам (SIS). 18 собак и 10 волков должны были решить головоломку, открыв коробку с колбасой в присутствии или без человека. Собаки хуже справлялись с задачей, чаще глядя на ассистента, — это соответствует поведению пациентов.

Выраженность когнитивных искажений к социальным стимулам, гиперсоциальность и интерес к незнакомцам у собак и волков / ©Bridgett M. Vonholdt et al., Science Advances, 2017

Затем животных помещали в условия, при которых знакомый или незнакомый человек сидел на стуле или ведре. Как и ожидалось, собаки значимо чаще инициировали контакт с первым, чем волки, хотя интерес к неизвестному субъекту отличался слабо. Поскольку процедуры подтвердили наличие в поведении C. lupus familiaris признаков, напоминающих синдром, авторы перешли к следующему этапу. Теперь они проанализировали геном 16 собак и восьми волков на SNPs. В области WBSCR17 были найдены 4844 полиморфизма, которые действительно закрепились в ходе положительного отбора, и ряд из них коррелировал с реакцией на социальные стимулы. Более того, подобные вариации нашли и у многих других псовых.

Последующий анализ позволил выделить три локуса, число полиморфизмов в которых предсказывало не только наличие, но и выраженность черт: Cfa6.6, Cfa6.7 и Cfa6.83. По словам исследователей, полученные данные представляют собой первое свидетельство об ассоциации WBSCR17 с социальностью у разных животных. Помимо него, с признаком также были связаны другие гены, в частности GTF2I и GTF2IRD1 — ранее уже отмечалась их корреляция с гиперсоциальностью, — и ретротранспозоны без длинных концевых повторов SINE и LINE. Эти мобильные генетические элементы встречаются в геноме человека редко, но у собак, вероятно, могут определять множество признаков, включая размер тела, цвет шерсти и поведение.

Статья опубликована в журнале Science Advandes.

В июне сообщалось, что независимо от одомашнивания собак с волками роднит нетерпимость к неравному обмену. А на днях американские ученые поставили под сомнение гипотезу о двукратном приручении собак.