Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
13.02.2017
Редакция Naked Science

Обезьяны и собаки оказались нетерпимы к эгоистам

Японские ученые показали, что обезьяны и собаки могут оценивать личность человека исходя из того, как он обращается с окружающими. Результаты исследования представлены в журнале Neuroscience & Biobehavioral Reviews.

p03cnlp8

Известно, что оценивать личность человека исходя из того, как он взаимодействует с окружающими, дети способны с первого года жизни. Прошлые работы показали, что дети младше года реже отдают предпочтение взрослым, которые нечестно поступили с другими, а в три года — таким взрослым менее охотно помогают. Это позволяет предположить, что «чувство справедливости» у человека врожденное.

Чтобы выяснить, есть ли такое чувство у других видов, ученые из Киотского университета и Университета Хоккайдо провели эксперименты с капуцинами (Cebus) и собаками (Canis lupus familiaris). Выбор модельных животных связан с тем, что первые отличаются социальной ориентацией и высоким интеллектом, а вторые обладают повышенной чувствительностью к поведению человека.

На первом этапе обезьяны наблюдали, как один актер, пытаясь открыть коробку, просит помощи у второго актера, который либо помогал, либо отказывался. После этого оба актера предлагали капуцинам лакомство. Результаты показали, что в случае отказа животные чаще принимали лакомство от человека, просившего помощь, а в случае помощи — с равной вероятностью брали еду у обоих.

Во втором эксперименте обезьянам демонстрировалась ситуация, по сценарию которой один актер просил другого отдать ему три мяча, после чего второй выступал с аналогичной просьбой. При условии, что первый актер возвращал мячи в ответ на просьбу, капуцины вновь принимали лакомство от обоих с одинаковой частотой, однако при отказе в возвращении пищу чаще брали у «жертвы».

Наконец на третьем этапе первый сценарий повторялся перед собаками, но роль человека, нуждающегося в помощи, исполнял их хозяин. Также в помещении присутствовал актер, который оставался безучастным. Согласно наблюдениям, в случае отказа в помощи, собаки предпочитали брать пищу у безучастного актера и реже брали лакомство от актера, который совершил отказ.

По мнению ученых, полученные данные указывают на то, что собаки и обезьяны, как и люди, могут оценивать человека по характеру его взаимодействия с окружающими. Предполагается, что у капуцинов эта способность является следствием их сложно организованной социальной жизни, тогда как у собак повышенная чувствительность к поведению возникла в ходе эволюции.

Видеозапись третьего эксперимента / ©New Scientist

Сухопутные силы США в этом году получат боевую машину Stryker от корпорации Raytheon, оснащенную лазером, способным бороться со множеством угроз. Его мощность составит 50 киловатт. Ранее такое вооружение нашло свое применение на кораблях американских ВМС.

Ученые смогли выделить остатки хлорофилла из окаменевших клеток, обнаруженных в бассейне реки Конго. Возраст этого образца оценивается в 1 миллиард лет, что делает его одной из самых древних известных многоклеточных водорослей.