Обезьяны и собаки оказались нетерпимы к эгоистам — Naked Science

Обезьяны и собаки оказались нетерпимы к эгоистам

Японские ученые показали, что обезьяны и собаки могут оценивать личность человека исходя из того, как он обращается с окружающими. Результаты исследования представлены в журнале Neuroscience & Biobehavioral Reviews.

p03cnlp8

Известно, что оценивать личность человека исходя из того, как он взаимодействует с окружающими, дети способны с первого года жизни. Прошлые работы показали, что дети младше года реже отдают предпочтение взрослым, которые нечестно поступили с другими, а в три года — таким взрослым менее охотно помогают. Это позволяет предположить, что «чувство справедливости» у человека врожденное.

Чтобы выяснить, есть ли такое чувство у других видов, ученые из Киотского университета и Университета Хоккайдо провели эксперименты с капуцинами (Cebus) и собаками (Canis lupus familiaris). Выбор модельных животных связан с тем, что первые отличаются социальной ориентацией и высоким интеллектом, а вторые обладают повышенной чувствительностью к поведению человека.

На первом этапе обезьяны наблюдали, как один актер, пытаясь открыть коробку, просит помощи у второго актера, который либо помогал, либо отказывался. После этого оба актера предлагали капуцинам лакомство. Результаты показали, что в случае отказа животные чаще принимали лакомство от человека, просившего помощь, а в случае помощи — с равной вероятностью брали еду у обоих.

Во втором эксперименте обезьянам демонстрировалась ситуация, по сценарию которой один актер просил другого отдать ему три мяча, после чего второй выступал с аналогичной просьбой. При условии, что первый актер возвращал мячи в ответ на просьбу, капуцины вновь принимали лакомство от обоих с одинаковой частотой, однако при отказе в возвращении пищу чаще брали у «жертвы».

Наконец на третьем этапе первый сценарий повторялся перед собаками, но роль человека, нуждающегося в помощи, исполнял их хозяин. Также в помещении присутствовал актер, который оставался безучастным. Согласно наблюдениям, в случае отказа в помощи, собаки предпочитали брать пищу у безучастного актера и реже брали лакомство от актера, который совершил отказ.

По мнению ученых, полученные данные указывают на то, что собаки и обезьяны, как и люди, могут оценивать человека по характеру его взаимодействия с окружающими. Предполагается, что у капуцинов эта способность является следствием их сложно организованной социальной жизни, тогда как у собак повышенная чувствительность к поведению возникла в ходе эволюции.

Видеозапись третьего эксперимента / ©New Scientist