18 августа
Александра Медведева
14 806

Собаки и волки не думают о людях как о «щедрых» или «жадных»

4.3

Хотя репутация играет важную роль в собачьей или волчьей стае, эти животные, скорее всего, не могут составлять аналогичного мнения о людях. В экспериментах, проведенных австрийскими учеными, ни собаки, ни волки не научились выбирать именно того человека, который давал им либо сородичам еду, вместо того, который отказывал в пище.

© Rooobert Bayer at WolfScienceCenter

Среди животных, живущих группами, формирование репутации особей может играть важную роль в социальном взаимодействии. Поскольку собаки тоже способны эффективно общаться и сотрудничать с человеком, исследователи выдвинули гипотезу, что они способны и формировать мнение об отдельных людях, наблюдая за их взаимодействием с другим животным. Однако исследования по этой теме давали неоднозначные результаты, и оставался открытым вопрос: появилась эта способность у домашних собак или уже присутствовала у их предков — волков?

Теперь ученые из Венского университета ветеринарной медицины (Австрия) показали, что собаки не формируют мнение о человеке как о «щедром» или «жадном» в отношении еды после прямого или косвенного взаимодействия с ним. То же самое верно для волков. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.

Авторы работы провели эксперимент, в котором участвовали собаки и волки. Каждое животное наблюдало за взаимодействием между двумя людьми и собакой, при этом один человек был «щедрым» и кормил собаку, а второй, «жадный», отказывал в еде. Затем животное-наблюдатель могло выбрать, к какому из двух человек, участвовавших в предыдущем взаимодействии, подойти. В следующем эксперименте ученые проверили, формирует ли каждое животное мнение о человеке после непосредственного взаимодействия, во время которого он либо кормил, либо отказывался давать еду.

Результаты исследования показали, что ни собаки, ни волки не сформировали мнения о человеке после косвенного наблюдения или прямого взаимодействия с ним. Таким образом, идея о том, что собаки либо волки способны составлять мнение о людях, осталась неподтвержденной. Однако волки все же обращали больше внимания на щедрого человека, наблюдая за его взаимодействием с другим животным. Кроме того, некоторые испытуемые предпочли щедрого человека, основываясь одновременно на наблюдении и собственном опыте.

Ученые планируют продолжать исследования по этой теме. Но не все эксперименты возможны по этическим соображениям: так, согласно одной из гипотез, животные наиболее эффективно формируют мнение о человеке в опасных и стрессовых для себя ситуациях.