Собаки «прочли» опыт людей по глазам — Naked Science

Собаки «прочли» опыт людей по глазам

Ученые из Венского университета показали, что собаки могут с высокой точностью определять результат сенсорного опыта человека по ориентации его глаз.

siberian_husky_heterchromia_edit

Высокие способности некоторых животных к социальному познанию вызывают интерес к изучению их когнитивных возможностей. Так, ранее стало известно, что капуцины и собаки могут распознавать эгоистов, а последние даже превосходят детей в научении через подражание. Базовым критерием при оценке социального интеллекта часто выступает модель психики человека (theory of mind) — умение понимать ложные убеждения наблюдаемого индивида и действовать исходя из этого понимания. Однако, несмотря на многочисленные исследования, наличие или отсутствие этой модели у других видов, кроме человека, достоверно не установлено. Помимо прочего, трудность заключается в том, чтобы отличить модель психики от более простых когнитивных процессов, например чтения языка тела.

В новой статье австрийские зоопсихологи отошли от общей концепции модели психики и сосредоточились на более специфическом когнитивном признаке — способности собак к совместному вниманию. Отправной точкой для работы послужил эксперимент 2014 года, целью которого было выяснить, могут ли собаки определять знание и незнание человека о местоположении спрятанной пищи по тому, оставались ли его глаза открыты или закрыты руками в момент ее перемещения. Результаты показали, что собаки хорошо справляются с представлением об объекте, находившемся в поле зрения человека. Тем не менее, то, на что именно опирались животные при выборе «знающего» ассистента, до сих пор неясно. Теперь, чтобы минимизировать второстепенные факторы, ученые усложнили процедуру.

Дизайн эксперимента с тремя ассистентами / ©Amélie Catala et al., Animal Cognition, 2017

Участие в эксперименте приняли 16 собак разной породы. На первом этапе они проходили тренировку: находясь на поводке у хозяина, животные учились определять местоположение пищи, помещенной в один из четырех непрозрачных контейнеров. В рамках тестов контейнеры закрывались от собаки экраном из ДСП. В зависимости от сценария, экран убирался, и один из ассистентов перемещал пищу в присутствии или в отсутствие второго, после чего они оба указывали место за экраном, где, по их мнению, находится стимул. На заключительном этапе в комнату входил третий ассистент и располагался так, чтобы сотрудник, перемещающий пищу, находился между ним и другим ассистентом и был виден только одному из них. Последующие реакции собак фиксировались с помощью видеокамер.

Согласно наблюдениям, на первых этапах точность поиска пищи (каждый контейнер пах едой и был шумоизолирован) составляла 62,5–73,3 процента. В ситуации, когда перемещающего пищу видел только один ассистент, показатель варьировался между особями (например, был ниже у самца шпица и выше у самки метиса), однако значимо превышал случайный даже при исключении наиболее эффективных собак. Так, в основном испытании животные выбирали контейнер, на который указывал «знающий», в 58,7–81,3 процентах случаев. Примечательно, что уровень точности оставался постоянным даже после многократных сессий, что указывает на слабую связь с научением. По мнению авторов, эти данные доказывают, что собаки способны отслеживать чужой сенсорный опыт по направлению взгляда.

Статья представлена в журнале Animal Cognition.

Ранее исследователи выяснили, что мозг собак восприимчив к отдельным словам и интонациям человека. Кроме того, последние эксперименты показывают, что собаки могут создавать абстрактные ментальные репрезентации и даже успешно выполняют модификацию «зеркального теста».