Геологи: Земля могла полностью обледенеть всего за тысячи лет — Naked Science

Геологи: Земля могла полностью обледенеть всего за тысячи лет

Породы, относящиеся к эпохе «Земли-снежка», указали, что переход к глобальному обледенению мог произойти невероятно быстро.

cosmos_9035489_001_72dpi

Ученые предполагают, что Земля полностью (или почти полностью) покрывалась льдом несколько раз за свою геологическую историю. Об этом свидетельствуют и ледниковые отложения разных эпох, доходящие до весьма низких широт, и избыток углерода-13 в породах того времени, говорящий об отсутствии фотосинтеза, и палеомагнитные данные. Принстонские геологи исследовали такие образцы, найденные на территории Эфиопии и образовавшиеся в один из периодов «Земли-снежка», во время Стуртийского оледенения эпохи криогения — около 717 миллионов лет назад.

В статье, опубликованной в журнале Geology, Скотт Макленнан (Scott MacLennan) и его коллеги показали, что изученные ими диамиктиты — обломки мощных валунов, перенесенные ледниками на большие расстояния, и имеют ледниковое происхождение. Ниже они постепенно переходят в более древние слои карбонатов: это говорит о том, что прежде такая местность представляла собой мелководье, богатое морской микрофлорой.

Такая картина, по мнению ученых, свидетельствует, что в эпоху гибели суперконтинента Родиния регион превратился из влажного и цветущего тропического рая в ледяную пустыню. Судя по отсутствию четкой границы между ледниковыми и шельфовыми отложениями, переход произошел постепенно, хотя и чрезвычайно быстро: Макленнан с соавторами указывают промежуток от 1000 до 100 тысяч лет.

Это удивительно короткий срок, который можно объяснить действием положительной обратной связи между обледенением и повышением альбедо планеты. Чем сильнее она покрывалась льдами, тем больше солнечного излучения не поглощала, а отражала в космос блестящими белыми участками ледяной поверхности. И тем сильнее продолжала остывать, наращивая новые ледники, пока не оказалась покрыта ими полностью — или почти полностью.

Известный шведский производитель автобусов и грузовых автомобилей, компания Scania, представил полностью автономный грузовой автомобиль. У Scania уже были самодвижущиеся грузовики, однако до сих пор в них было место для водителя, который мог при необходимости брать управление на себя. Scania AXL не имеет кабины – и это совершенно другой подход к созданию автономного транспорта.