Геологи реконструировали историю материка, погребенного под современной Европой — Naked Science

Геологи реконструировали историю материка, погребенного под современной Европой

Ученые выяснили историю Большой Адрии — материка, отколовшегося от Гондваны и погибшего в мощном столкновении с Европой.

adria0

Шаг за шагом геологи реконструировали почти 250 миллионов лет истории таинственного континента, давно погребенного под сегодняшней Южной Европой. От древней «Большой Адрии» (Greater Adria) остались лишь известняки современных гор и осадочные породы на дне новых морей. Восстановление ее прошлого потребовало колоссального труда, сбора и анализа огромного количества образцов. Результаты этой работы ученые сообщают в статье, опубликованной в журнале Gondwana Research.

Дув Ван Хинсберген (Douwe Van Hinsbergen) и его коллеги отмечают, что история Большой Адрии была яркой и не слишком долгой. Континент образовался, отколовшись от Гондваны около 240 миллионов лет назад (суперконтинент Гондвана некогда объединял территории современной Африки, Южной Америки, Антарктиды, Австралии, Аравийского полуострова и Индии). Первое время Адрия медленно, на несколько сантиметров в год, двигалась к северу, разворачиваясь против часовой стрелки.

В результате 140 миллионов лет назад она превратилась в обширную — примерно с острова Гренландия — территорию, по большей части покрытую мелководными морями, которые активно накапливали придонные осадки. А где-то между 120 и 100 миллионами лет назад континент сошелся с северной частью Европы — с краем бывшего суперконтинента Лавразии. Большая Адрия раскололась и по большей части погрузилась под нее, так что лишь отдельные фрагменты остались неглубоко под поверхностью. Сегодня останки Адрии сохраняются на территории всей Южной Европы и Ближнего Востока, от Испании, через все Средиземноморье и до Ирана.

Большая Адрия 240, 170 и 100 миллионов лет назад между Африкой и Европой / ©Van Hinsbergen et al., 2019

Авторы отмечают, что согласование и проведение работ в десятках разных современных стран потребовали особенных усилий. На тщательный сбор и фиксацию образцов у них ушло в общей сложности более десяти лет. Однако, внимательно отслеживая ориентацию магнитных минералов, геологи сумели реконструировать движение Большой Адрии не только во времени, но и в пространстве.

Ученые из МФТИ предложили способ экспериментальной проверки образцов на статус спин-долинного полуметалла — перспективного материала для электроники будущего и вживляемой биоэлектроники.