Крупнейший галактический кластер ранней Вселенной оказался еще больше — Naked Science

Крупнейший галактический кластер ранней Вселенной оказался еще больше

Галактический кластер Эль Гордо оказался в 3 квадриллиона раз массивнее Солнца, что на 43% больше, чем предполагалось.

14-096-el-gordo_0

Галактический кластер ACT-CL J0102-4915, неофициальное название которого Эль Гордо, был открыт в 2011 году и считается самой крупной космической структурой в ранней Вселенной. Согласно последним расчетам ученых, эта система в 3 квадриллиона раза массивнее Солнца, что на 43% больше, чем считалось ранее.

Эта поистине удивительная галактическая структура сформировалась на очень ранних стадиях эволюции Вселенной.

Джеймс Джи (James Jee) из университета Калифорнии в Дэвисе

Кластер Эль Гордо удален от Земли  на 7 миллиардов световых лет, таким образом, структура сформировалась, когда Вселенной было около 6 миллиардов лет. Это означает, что наша действительность была тогда более чем вдвое младше, чем сегодня. Современные астрономические модели показывают, что  такие массивные скопления для того времени были большой редкостью.

В 2012 году ученые при помощи космической рентгеновской обсерватории NASA «Чандра» (Chandra) и «Очень большого телескопа» (Very Large Telescope) в Европейской южной обсерватории в Чили провели анализ температуры газа и движений галактик в скоплении. В результате они вычислили, что масса кластера предположительно должна составлять около 2 квадриллионов масс Солнца. Эти расчеты еще тогда вызвали сомнения у некоторых исследователей, поскольку была вероятность того, что Эль Гордо – результат столкновения и слияния двух галактических кластеров поменьше.

Мы задавались вопросом, что бы мы увидели, если бы поймали скопления галактик прямо в разгар их столкновения, и как бы эти данные отобразились на рентгеновских снимках межгалактического газа и анализах движения галактик. Поскольку процесс слияния сам по себе очень сложный и многоэтапный, у нас зародились сомнения в верности наших данных и расчётов.

– Джон Хьюз (John Hughes) из университета Ратгерса

Согласно результатам нового исследования, галактический кластер ACT-CL J0102-4915 действительно является результатом слияния двух кластеров, которые сталкиваются на скорости несколько миллионов километров в час.

В 2012 году исследователи неверно вычислили кинетическую энергию звёздных систем, что привело к существенной недооценке массы кластера.

В новом исследовании ученые под руководством Джеймса Джи замеряли, насколько исполинская гравитация галактического кластера Эль Гордо искривляет свет, исходящий от ещё более удалённых объектов, иначе говоря, рассматривали структуру как гравитационную линзу.

Ученые неоднократно сталкивались со скоплениями галактик, которые оказывались крупнее Эль Гордо. Однако особенность этого кластера в его внушительной удалённости от Земли, и, соответственно, почтенном возрасте.

Исследователи намерены при помощи телескопа «Хаббл» продолжить изучение структуры.