21.06.2013
Редакция Naked Science

В метеорите с Марса нашли составляющую для появления жизни

Марсианский метеорит в Антарктиде содержит химический элемент – бор, являющийся центральной и важной частью в развитии рибонуклеиновой кислоты, то есть РНК, как думают учёные.   Джеймс Стивенсон – биолог из института астробиологии NASA придерживается точки зрения, что бор был частью фундамента происхождения жизни, формируя РНК, которая, как считают многие учёные, была отправной точкой для развития...

mars-meteorite-life-670x440-130617

Джеймс Стивенсон – биолог из института астробиологии NASA придерживается точки зрения, что бор был частью фундамента происхождения жизни, формируя РНК, которая, как считают многие учёные, была отправной точкой для развития жизни. Подобно ДНК, которая образуется уже после, в рибонуклеиновой кислоте хранится важная информация, которая поступает клеткам организма. Она состоит из трёх элементов – фосфат, рибоза или пятиуглеродный сахар, нуклеотиды, но в отличие от первого и последнего элементов рибоза ещё никогда не встречалась за пределами нашей планеты, и учёные пока что не разрешили вопрос, как она – самая сложная составляющая РНК, могла образоваться естественным путём.

Небольшой переворот в этом направлении был в 2004 году, когда химик Стивен Беннер в Гейнсвилле, заручившись поддержкой тогда прикладной молекулярной эволюции, заявил, что основным сподручным рибозы является бор. У этого элемента размер идеально подходит под стабилизацию кольцевой структуру рибозы, у других элементов ничего подобного нет.

После заявлений Беннера Джеймс Стивенсон начал обсуждать с ним вопрос анализа метеоритов с Марса, на которых может быть бор, но химик дал отрицательный ответ, поэтому Стивенсон начал собственное исследование со своей командой.

Им всё же удалось обнаружить в метеоритах концентрацию бора, когда время, отведённое для исследования, подходило к концу, на специальном микрозонде, основанном на ионах, в Гавайском университете.

Как вспоминает сам Стивенсон, им нужно было найти химический элемент всего за четыре дня, и, обыскав очень многие камни, в подходящий к концу 4-ый день им повезло – количество частиц бора на миллион было около двух сотен. Кропотливая и долгая работа, не приводящая к результатам, заставляла некоторых опускать руки, но, когда приз за их старания оказался прямо в руках, пришлось провозиться ещё около десяти часов, чтобы закончить анализ и всё структурировать.

Теперь учёные хотят проверить обыкновенную глину: сможет ли она, подобно марсианскому бору, стабилизировать и сформировать рибозу, – так как в научной среде очень известно то, что именно глина могла быть мостиком для зарождения настоящей жизни на нашей планете.

И это ещё раз заставляет задуматься, была ли жизнь до того, как она появилась на Земле.