Для развития многоклеточной жизни кислород оказался не нужен — Naked Science

Для развития многоклеточной жизни кислород оказался не нужен

Ученые, несмотря на устоявшиеся представления о развитии жизни, установили, что первые многоклеточные организмы Земли могли возникнуть даже при почти полном отсутствии кислорода.

3676596121_da230bbaef_b

Наблюдения за морскими губками позволили Дэниелу Миллсу из университета Южной Дании в Оденсе и его коллегам установить, что первые многоклеточные организмы Земли могли возникнуть даже при почти полном отсутствии кислорода.

Появление первых многоклеточных животных во многом совпало с ростом доли кислорода в атмосфере. Насколько мне известно, никто и не догадывался проверить, как много кислорода нужно было этим организмам. Поэтому мы решили это сделать. Наше исследование показало, что недостаток кислорода не должен был мешать зарождению многоклеточной жизни.

– Дэниел Миллс, один из авторов исследования

К такому выводу ученые пришли наблюдая за жизнью морских губок (Halichondria panicea), обитавших в аквариуме, долю кислорода в котором можно было плавно регулировать.

Halichondria panicea – морская губка из отряда Halichondrida класса обыкновенных губок. Очень полиморфный вид, форма тела изменяется в зависимости от места, на котором эта губка растет. Halichondria panicea распространена в Арктике, северной Атлантике, на Атлантическом побережье Европы, в Средиземном, Эгейском и Чёрном морях.

Halichondria panicea

©Flickr/ Havspappan

Современные морские губки, как отмечают ученые, выступают в качестве ближайших аналогов первых многоклеточных жителей Земли в древности. Поэтому они вполне могут помочь определить, в каких условиях жили их предки 560-540 миллионов лет назад.

В ходе исследования, понижая концентрацию кислорода в воде, специалисты заметили, что даже когда его доля составляла около 0,5% от современных значений, морские губки не умирали. Отсюда следует, что несмотря на устоявшиеся представления о развитии жизни, первые многоклеточные организмы Земли могли возникнуть даже при почти полном отсутствии кислорода.

В этом процессе должны были быть замешаны и другие экологические и эволюционные механизмы. Возможно, что жизнь так долго существовала в виде микробов из-за того, что эволюция потратила много времени на развитие клеточных механизмов, необходимых для жизни в многоклеточном «формате». Может быть, на древней Земле не было животных потому, что многоклеточная жизнь достаточно «тяжело» развивается сама по себе.

– Дэниел Миллс

Пилотируемый космический корабль Crew Dragon приводнился в Атлантическом океане, у побережья Флориды. Это приблизило компанию SpaceX к полноценному вводу нового аппарата в эксплуатацию.