03.08.2016

Динозавры видели мир в оттенках красного

Генетическое исследование показало, что гигантские ящеры обладали цветным зрением «птичьего типа» с усиленной чувствительностью к тонам красной части спектра. Это привело у них к развитию красных оттенков в окраске тела, перьев и яиц.

san-diego-march-26-2012-025

Вообще, цветное зрение у позвоночных появилось достаточно давно, так что динозавры, без сомнения, могли видеть мир в цветах. Однако детали этого механизма у разных групп животных особенные, и у динозавров они оказались похожи на птичьи. К такому выводу пришли Ник Манди (Nick Mundy) из Кембриджского университета и его коллеги, проанализировав ДНК современных птиц и черепах, некогда произошедших от тех же предков, что и динозавры.

Лишь несколько месяцев назад Манди с соавторами сообщили об обнаружении у некоторых птиц особой формы белка-цитохрома P450s, которая позволяет им химически модифицировать полученные с пищей молекулы пигмента, воспринимающего желтый цвет, делая его чувствительным к красному. Этот белок появляется при наличии особой аллели гена CYP2J19, который, как показали ученые, проявляет активность в тех частях тела птиц, где появляется красный пигмент, будь то клюв или сетчатка глаз. А значит, он участвует не только в окраске, но и в восприятии цвета.

На этот раз авторы проанализировали эволюционную историю гена CYP2J19 и смогли подсчитать, что создавшая его мутация произошла около 250 млн лет назад, в период около Великого Пермского вымирания, которое едва не погубило всю жизнь на планете. Случилось это еще у общего предка черепах и архозавров – группы, которая объединяет крокодилов, динозавров и птиц. И все они, видимо, получили повышенную чувствительность ко всем оттенкам красного.

Несколько спекулируя, Ник Манди рассуждает: «”Красный ген”, оказавшись у черепах и птиц, отразился в красных цветах перьев и панцирей некоторых видов, которые от “вижу в красном” перешли на “выгляжу красным”. Эти цвета могли стать признаком полового отбора, сигналом качества генома потенциального партнера». По словам ученых, процесс мог развиваться стремительно благодаря положительной обратной связи: способность видеть все больше оттенков красного стимулировала развитие все более сложной окраски, а она, в свою очередь, способствовала улучшению зрения, особенно в красной части спектра.

«Люди могут различить некоторое количество оттенков красного, от малинового до алого. Однако птицы и черепахи могут видеть массу дополнительных оттенков, недоступных нам, – резюмирует профессор Манди. – Наша работа показывает, что та же способность воспринимать оттенки красного существовала и у динозавров».