25.08.2015
Редакция Naked Science

Cообщается о разработке универсальной вакцины от гриппа

Каждый год медики обнаруживают новые эпидемические штаммы гриппа, иммунологи разрабатывают для них новые вакцины, а ответственные граждане проходят вакцинацию. Лишь затем, чтобы на следующий год появился новый штамм и все повторилось сначала. Вирус гриппа так быстро мутирует, что, казалось, мы приговорены к вечной гонке с его рекордно высокой изменчивостью.

Influenza-Virus

Однако недавно две группы ученых заявили о создании универсальных вакцин, подходящих для борьбы с любыми штаммами вируса. В отличие от обычных, которые используют удобные, но быстро меняющиеся белки-мишени на поверхности вирусных частиц, эти препараты опираются на куда более стабильный белок – гемагглютинин, имеющийся у всех вирусов гриппа типа H1N1.

Гемагглютинин вируса гриппа (ГВГ) выглядит как шарик на ножке. «Шарик» на оконечности белка легко мутирует и различается от штамма к штамму. Зато «ножка» остается практически неизменной у всех. До сих пор все попытки удалить «шарик» и оставить «ножку», чтобы включить в вакцину этот консервативный фрагмент белка и обучить иммунную систему распознавать его, оказывались неудачными: в отсутствие своей второй половины белковая субъединица теряла нормальную пространственную форму.

Похоже, это удалось лишь теперь, причем сразу двум командам исследователей, использовавших различные подходы к решению проблемы. Ученые из Мэриленда сумели стабилизировать структуру изолированных «ножек» ГВГ-белка с помощью наночастиц. Ученые из большой международной нидерландско-американской команды создали модифицированную форму «ножки» ГВГ, лишь слегка изменив расположение ее субъединиц, но намного повысив стабильность структуры.

И тот, и другой подходы уже продемонстрировали свою эффективность. В экспериментах на лабораторных мышах вакцины показали способность формировать иммунитет от гриппа H5N1, близкого (и крайне опасного) родственника H1N1. В дальнейших опытах «вакцина с наночастицами» оказалась способна защищать хорьков, а «вакцина с перестроенным белком» – подопытных обезьян. Из шести грызунов выжили четверо (в контрольной группе, не получавшей вакцину, погибли от гриппа все шесть животных), а привитые обезьяны перенесли болезнь намного легче. Разный подход, разные решения – результат одинаковый: человечество сделало очередной важный шаг в создании универсальной вакцины от гриппа. Даже сразу два шага.