Эксперты о квантовых компьютерах
13.09.2017
Редакция Naked Science

Чернила для татуировки могут накапливаться в лимфоузлах

Ученые подтвердили, что частицы пигментов, использующихся для татуировки, могут накапливаться в лимфатических узлах.

tato0

Технология нанесения татуировок в основе своей не менялась уже тысячи лет: что у древних племен, что сегодня она заключается во внесении иглой частиц красителя глубже верхних слоев кожи. Здесь они не могут отшелушиться вместе с эпидермисом и слишком велики для того, чтобы иммунные клетки могли что-либо с ними сделать. Здесь чернила, а вместе с ними и всевозможные загрязнения, остаются на годы – пока их не решат удалить. Делается это лазерным лучом, который проникает глубже верхних слоев кожи и разрушает твердые наночастицы, после чего в дело вступают уже лимфоциты.

Крошечные наноразмерные фрагменты отслаиваются от красителя и просто со временем, но они не всегда выводятся из организма. Исследование, проведенное на европейском синхротроне ESRF в Гренобле, показало, что многие из них накапливаются в лимфатических узлах. Происходить это может за счет как пассивного транспорта, с током крови и лимфы, так и активного – внутри фагоцитов, поглотивших частицу красителя. Статью Андреаса Лака (Andreas Luch) и его коллег публикует журнал Scientific Reports.

Из-под кожи наночастицы чернил могут транспортироваться в лимфоузлы либо пассивно, либо активно / ©C. Seim/ESRF

Ученые использовали рентгеновское излучение для наблюдения за флуоресценцией частиц диоксида титана, основы белого пигмента не только в татуировках, но и в обычных красках. Оказалось, что, хотя крупные частицы – размерами вплоть до микрометров – остаются в коже, мелкие, наноразмерные, – транспортируются в лимфатические узлы. Оставаясь здесь на годы (возможно, даже пожизненно), они могут вызывать ряд неприятных эффектов, вплоть до воспаления и изменения окружающих тканей.

«Когда кто-то собирается сделать тату, он обычно внимательно выбирает мастера, следит за стерильностью иголок, – говорит Хирам Кастилло (Hiram Castillo), один из авторов работы. – Никому в голову не приходит проверить химический состав чернил, хотя это стоило бы сделать». В самом деле, даже не считая загрязнений, в состав таких пигментов могут входить такие тяжелые металлы, как никель, хром, кобальт, а также многие аллергены. В следующих экспериментах ученые ESRF намерены проследить их путь, чтобы выяснить, способны ли они накапливаться в других тканях и органах.