А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
24.11.2017
Редакция Naked Science
1 001

Биологи проследили за появлением нового вида птиц

Ученым впервые удалось проследить путь образования нового вида галапагосских вьюрков – всего за несколько поколений.

95_darwin_08-1300x987

И секвенирование ДНК, и анализ облика подтвердили появление нового вида дарвиновых вьюрков, уникальных жителей Галапагосских островов. Еще Дарвин предположил, что все они – а этих вьюрков насчитывается почти 20 видов – произошли от одного предка, потомки которого адаптировались к различным условиям, способам питания и размножения. Пара таких видов, очевидно, и скрестилась недавно, чтобы путем гибридного видообразования привести к появлению третьего. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной журналом Science.

Все началось с того, что в ходе экспедиции на остров Дафне биологи из Принстонского университета Питер и Розмари Грант (Peter, Rosemary Grant) заметили большого кактусового земляного вьюрка Geospiza conirostris, ранее не встречавшегося здесь. Эти вьюрки заметно крупнее и поют иначе, чем три нативных для Дафне вида. «Мы не видели самого перелета через море, но мы заметили его вскоре после прибытия, – говорит Питер Грант. – Он настолько отличался от других птиц, что мы знали: он вылупился из яйца не на острове Дафне».

Однако затем этот самец спарился с двумя самками местных средних земляных вьюрков Geospiza fortis, и от них произошло потомство. В принципе, это редкость для природы, но еще большая редкость – способность гибридов к спариванию друг с другом и к размножению. Новой линии вьюрков это удалось. Вскоре биологи наблюдали новый вид, отличающийся всем набором нужных признаков, от размера и формы клюва до звучания песни и манеры привлекать партнера для спаривания.

Ситуация еще более изменилась в 2002–2003 гг., когда росло четвертое поколение этих птиц. Галапагосские острова поразила засуха, и они погибли все, за исключением двух особей. К следующему году у них вылупилось уже 26 птенцов, из которых девять дожили до репродуктивного возраста и спарились друг с другом и с родителями. Будучи более крупными, чем остальные вьюрки на острове, они открыли новые источники пищи, и в 2012 г. на Дафне уже насчитали 23 особи, в том числе восемь пар.

Новый гибридный вид галапгосских вьюрков / ©P. R. Grant

Генетики из Уппсальского университета в Швеции подтвердили достаточное удаление нового вида от соседей. «Натуралист, который прибудет на Дафне, не зная о том, что эта линия появилась совсем недавно, просто занес бы ее в число уже четырех видов вьюрков, обитающих на острове», – сказал Лейф Андерсон (Leif Andersson), который провел эту работу.