Астрономы впервые заметили планеты в другой галактике — Naked Science

Астрономы впервые заметили планеты в другой галактике

Гравитационная линза помогла обнаружить присутствие тысяч небольших планет в галактике, удаленной от нас на миллиарды световых лет.

planets0

Еще 30 лет назад мы не знали ни одной планеты за пределами Солнечной системы. Сегодня открыты тысячи таких миров, поодиночке или целыми системами вращающихся вокруг звезд нашей Галактики. А Синью Дай (Xinyu Dai) и Эдуардо Гуэррас (Eduardo Guerras) из Университета Оклахомы обнаружили первые экзопланеты за пределами Млечного Пути. Свой отчет ученые публикуют в The Astrophysical Journal Letters.

Астрофизики использовали данные наблюдений космического рентгеновского телескопа Chandra и обсерватории Smithsonian Astrophysical Observatory, а также один из эффективных методов поиска экзопланет, гравитационное микролинзирование. Он основан по большому счету на случайности: если между источником излучения и нами расположено достаточно компактное и массивное тело – звезда, галактика, скопление темной материи, – то его притяжение изменяет направление световых лучей.

Такой эффект действительно похож на работу линзы: он существенно искажает фоновый объект и часто увеличивает его, позволяя рассмотреть дополнительные детали. При некоторых условиях гравитационной линзой могут выступать и небольшие планеты, и даже их крупные спутники. Подобную линзу ученые наблюдали на примере квазара RXJ 1131–1231, расположенного на впечатляющем удалении в 3,8 млрд световых лет (на красном смещении z=0,295) – считается, что эти чрезвычайно яркие объекты являются активными центрами далеких галактик.

Гравитационная линза галактики RX J1131-1231 искажает излучение квазара в своем ядре и разделяет его на четыре / ©University of Oklahoma

Излучение квазара RXJ 1131–1231 микролинзируется галактикой, и характер этого микролинзирования позволил показать, что квазар окружают планеты, на которые приходится около 0,01 процента массы всего гало. По оценке ученых, это соответствует примерно 2000 объектам массами от массы Луны до Юпитера. «Это первый случай обнаружения планет за пределами нашей Галактики, – говорит Синью Дай. – Масса небольших планет – наиболее вероятный вариант, объясняющий те особенности микролинзирования, которые мы наблюдаем».