19.02.2014
Редакция Naked Science

Астрономы впервые увидели вращение соседней галактики

Используя данные космического телескопа NASA «Хаббл», астрономы впервые смогли точно измерить скорость вращения галактики.

140218142255-large

Благодаря точным измерениям движения звезд в Большом Магеллановом облаке, сделанным «Хабблом», ученые Роланд ван дер Марел из Научного института космического телескопа NASA в Балтиморе и Нитя Калливайалил из Виргинского университета в Шарлотсвилле (США) впервые смогли рассчитать скорость вращения галактики.

Специалисты использовали камеры космического телескопа «Хаббл» для наблюдения за движением звезд на 22 участках, которые разбросаны по обширному диску Большого Магелланова облака.

Большое Магелланово Облако (БМО, LMC)  – карликовая галактика типа SBm, спутник Млечного Пути, находится на расстоянии 170 тысяч световых лет от Земли. Большое Магелланово Облако примерно в 10 раз меньше по диаметру чем Млечный путь и содержит порядка 30 миллиардов звезд (1/20 от их числа в нашей Галактике), в то время как Малое Магелланово Облако содержит только 1,5 миллиарда звезд.

Каждая из исследуемых областей содержала несколько десятков звезд, а также фоновый квазар – яркий источник излучения, которым является активное ядро далекой галактики. Астрономы использовали квазары в качестве фиксированных точек, относительно которых можно было увидеть смещение звезд галактики.

Определять скорость движения звезд, удаляющихся или приближающихся к Земле, специалисты умеют давно. Делают они это по доплеровскому смещению – изменению длин волн в их спектре, которое вызвано смещением относительно Земли.

При помощи данных «Хаббла», а также более ранних наблюдений за допплеровским смещением света звезд Большого Магелланова облака, авторам нового исследования впервые удалось получить полную трехмерную картину движения звезд в другой галактике.

Чтобы рассчитать движение звезд, исследователям понадобилось 7 лет наблюдений «Хаббла». Специалисты установили, что диск Большого Магелланова облака совершает полный оборот каждые 250 миллионов лет. Они рассчитали траектории исследуемых областей на ближайшие 7 миллионов лет.

Вращение соседней галактики

©YouTube/ Alton Parrish/ NASA, ESA, and G. Bacon, R. van der Marel, A. Feild, L. Frattare, Z. Levay, and F. Summers (STScI)

Ученые намерены в будущем при помощи той же техники исследовать вращение Малого Магелланова облака.