Астрономы обнаружили самые большие магнитные поля во Вселенной — Naked Science
23.03.2017

Астрономы обнаружили самые большие магнитные поля во Вселенной

Ученые зафиксировали магнитные поля, которые окружают останки древних межгалактических столкновений и тянутся на миллионы световых лет.

galax-0

Наш Млечный Путь и другие галактики не дрейфуют по космосу совершенно свободно: гравитация заставляет их собираться в скопления, размеры которых достигают иногда десятков миллионов световых лет. Это – одни из самых крупных структур во Вселенной, и их столкновения могут создавать самые большие магнитные поля. К такому выводу пришли ученые из Радиоастрономического института Макса Планка в Германии и их коллеги из американского Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Со стороны такие столкновения не выглядят, как серьезная «космическая катастрофа» – лишь редкие из составляющих их бесчисленных звезд и планет непосредственно врезаются друг в друга. В основном, взаимодействие происходит на расстоянии. Так будет и с нашим Млечным Путем, который через несколько миллиардов лет сойдется с соседней Туманностью Андромеды и (как показывает компьютерное моделирование) в результате долгого процесса сольется с ней в одну громадную галактику.

При этом огромные количества газа и пыли образуют обширные, дугообразные облака материи, отброшенной таким взаимодействием. Сегодня астрономам известны десятки таких характерных следов столкновений. В статье, опубликованной журналом Astronomy & Astrophysics, ученые описывают результаты детального исследования некоторых из них, которое было проведено в радиодиапазоне.

CIZA J2242 – один из изученных следов столкновения галактик, расположенный в 2 млрд световых лет от Земли / ©M. Kierdorf et al., A&A 600, A18

Из четырех объектов, изученных авторами (CIZA J2242+53, 1RXS 06+42, ZwCl 0008+52 и Abell 1612), в трех было отмечено интенсивное перемешивание вещества. Движение заряженных частиц создает обширные магнитные поля. «Мы открыли пока что самые большие упорядоченные магнитные поля во Вселенной, – говорит астрофизик Майя Кирдорф (Maja Kierdorf), – они тянутся больше чем на 5–6 миллионов световых лет».

Сила и форма магнитных полей, созданных остатками межгалактических столкновений, позволяют лучше узнать и катастрофу, которая привела к их появлению. Так, для объекта CIZA J2242 было показано, что столкновение произошло на скорости более 2000 км/с.